Крым я открыл для себя в 13 лет. Как сегодня помню тот апрельский день 98-го и свои эмоции, когда мама сообщила, что через две недели поеду в «Артек. И вот наша делегация счастливчиков из Сумской области приезжает на железнодорожный вокзал Симферополя. Еще около трех часов на «Икарусе» по крымскому серпантину — и нас уже встречают девушки в стильной артековской форме.

Это были великолепные 33 дня! Лагерь «Хрустальный», 4-й отряд... Восхождение на Аю-Даг, экскурсия на Ласточкино гнездо, прогулка на катере между Адаларами, Южный берег Крыма, песни у костра... Вожатые Костя Швец и Оксана Тихомирова, которым по 48 лет. Это там «фишка» такая — вожатые не признаются, какой у них на самом деле возраст, а отвечают, что 48... Ну а какие ночные клубы сравнятся с артековской «массовкой»? Это дискотеки там так назывались. Татарские девушки и парни из Гурзуфа которые тоже приходили на «массовку», в своих национальных нарядах выглядели просто потрясающе. Там же я встретил и свое 14-летие. Но все эти яркие воспоминания меркнут перед еще одним...

В нашем отряде в полном составе был 10-й класс из подмосковного Зеленограда. Вместе со своим учителем ребята приехали на Международный конкурс «Учитель года», который проходил в «Артеке». За проведенное там время мы очень сильно сдружились друг с другом. Андрюша Заболотный и Андрей Устинов, Сергей Коршунов, двойняшки Игорь и его красавица-сестра Ира, обаятельная брюнетка Маша... Домой в Зеленоград ребята возвращались на день раньше нашей делегации.

И вот мы все стоим возле административного корпуса и ожидаем прибытия автобуса, который увезет российских друзей. Подъехал такой же, как и месяцем ранее «Икарус». Остановился возле нас... Открылась передняя дверь... То, что произошло потом, навсегда останется в моей памяти. Словно по взмаху чьей-то волшебной палочки, мы все дружно начали рыдать. Не плакали, а именно рыдали. А ведь мы тогда были уже не маленькими детьми, а подростками 13-16 лет...

Я давно потерял связь с ребятами из Зеленограда. Тетрадка с их адресами и телефонами «канула в Лету», и фамилии большинства из них сегодня уже не помню. Но иногда вспоминаю сцену нашего прощания и сам задаю себе вопрос: А что они думают о событиях последних полутора лет? Разделяли ли они с большинством соотечественников имперский «крымнашевский» угар? Понимают ли они, КТО главный виновник рыданий тысяч украинских и российских матерей? На кого они возлагают вину за слезы жителей Донбасса и Крыма, которые лишились своего дома, своего образа жизни, а некоторые и самой жизни? Осознают ли они, что это совсем не безобидные слезы нашего артековского расставания? Да и интересует ли их вообще все это?

На самом деле сегодня в день фейсбука и прочих технологий не составляет никакого труда связаться с некоторыми из ребят и задать им эти вопросы. Но хочу ли я этого? Нет, не хочу. Я не хочу услышать их ответы. Поэтому для меня они навсегда так и останутся яркими веселыми десятиклассниками из Подмосковья, с которыми я провел прекрасный месяц своего детства.

Раньше я мечтал, что моя дочь обязательно поедет в «Артек», когда повзрослеет. И переживет те незабываемые эмоции, которые в свое время пережил ее отец. Но последние полтора года перевернули все с ног на голову. Увидит ли теперь мой ребенок Адалары и «Медведь-гору»? Не раньше, чем в Крыму произойдут определенные юридические события. Вот только нужны ли эти события до того момента, пока у большинства жителей полуострова не поменяется мировоззрение? Да, теперь есть Артек-Буковель. Но при всем уважении к Карпатскому курорту, «Артек» для меня всегда был и останется «перепелиным островком» у подножия Аю-Дага. И я уверен, дочь еще будет петь там артековские песни.