Не я первая заметила, что гуманистическая русская литература раз за разом рождает то народовольцев с анархистами, то большевиков, то коммунистический террор и красный фашизм, то захватнические войны, то психушки и опять террор и войны, то опять террор и войны и российский фашизм.
Вроде бы много стран такое проходили, но не в таком количестве. Ни у одной из стран подобный период не тянулся вот уже пятое или шестое поколение. Почему?
Причин, наверное, много, и их надо искать, чтобы прервать эту гиблую закономерность, которая угрожает уже всему миру. Вижу одну из них в русской и советской литературе.
Чем же отличается русская литература? Воспеванием маленького человека, умилением перед гоголевской шинелью. Вот он, несчастен, мал, сир, убог, страдает. Пожалеем, плачем, сходиим на могилку. И все. Об этом Куприн, Короленко, Толстой, Достоевский и Гоголь, об этом Булгаков.
Почему это хуже чем западный вариант? Тот же сирый убогий и скорбный духом Жан Вальжан, получив напутствие, стал жить по другому, стал уважаемым человеком, разбогател, сделал богатый свой город. И Джек Лондон, и Киплинг, и Конан Дойл, и Стивенсон, и Джейн Остин о борьбе, о достижении цели, о победе.
Т.е там, где мировые несправедливости высвечивались и клеймились, на этом не останавливались, а что то делали. На западе, но не в России. Даже Пьер Безухов в результате потрясений получил опыт принятия, а не борьбы, последняя глава книги явно чужда ему по духу, да и она о том, как бы всё исправить, а не о том, как бороться и побеждать.
Советская литература славна демонстрацией силы духа и высот душевных порывов. Но вся эта духовность ровно в том, что надо делать то, что велит партия, а кто не с нами, тот против нас. Путь в фашизм чистой воды. Я долго не понимала, что не так с чудесно написанной прозой «А зори здесь тихие». А не так, что нас примиряют с необходимостью умереть, а не победить, признавать безоговорочно чью то правоту, а не искать свой путь.
Можно подумать, что 90-е принесли в России новую волну: Акунин, Веллер, Маринина, Кивинов. Но эта волна была смятена Донцовой и др., сплошными колдунами и фэнтези на тему справедливых суперменов в погонах выполняющих любой приказ. Мы реально видим, как нарождающейся новое понимание российского пути в литературном отражении было смятено хаосом, воспевание хамства, уничтожением ценности человеческой жизни. Обновленный смыслом жизни стал в правильном нахождении хозяина.
Это все есть и в Западной литературе. Вопрос в пропорции. Для борща нужно два литра воды и пол ложки соли, а если вы нарушите пропорции и отсыплите два литра соли и пол ложки воды, борщ не получится. Так и литература России исчезла, растворилась в обычной пропаганде хамства и угодничества, пропаганде поиска сильной руки.