Сегодня Президент Украины на встрече с руководителями фракций парламента объявил о намерении обратиться к Вселенскому патриарху, с просьбой предоставить автокефальный статус для Украины. Петр Порошенко продемонстрировал документы с подписями всех епископов УПЦ КП и УАПЦ под просьбой к Вселенской патриархии предоставить церковную независимость Украине.
Глава государства также обратился к депутатам с просьбой поддержать его инициативу и принять соответствующее Постановление. Из разных источников поступает информация, что сам процесс предоставления автокефалии планируется провести в очень короткий срок – до 28 июля, когда будут праздновать 1030-летие Крещения Киевской Руси.
Президент намекает, что «сейчас есть уникальный шанс» для достижения мечты многих украинцев и «Украина как никогда близка к этому». Недавно, на Пасху, Порошенко встречался с Вселенским патриархом. По его собственному признанию «встреча продолжалась более 7 часов». Многовато для протокольного визита, более похоже на реальные переговоры по конкретным совместным действиям.
И Порошенко и его советники не сообщают никаких деталей относительно будущих переговоров, аргументируя это угрозой для дела. Сейчас известно лишь об обращении Президента к Вселенскому патриарху, которое Порошенко просит поддержать в Парламенте. Также известно, что кроме государства есть поддержка и от двух православных юрисдикций – Киевского патриархата и автокефальной церкви. Президент продемонстрировал письма с подписями епископата обеих церквей.
Скорее всего, Петр Порошенко действительно верит в успех дела. В противном случае он бы не начинал игру. Представьте себе, какой это вызовет эффект, если не дай Бог, дело прогорит. У населения и так небольшой уровень доверие к власти, а это их крайне разозлило бы. И это за год до выборов. Это было бы политическим самоубийством. Порошенко не наивен, чтобы этого не понимать. А значит, он уверен в победе на церковном фронте. Более того, я думаю, что его шаги на религиозном направлении можно считать заявкой на второй срок. Если он решит церковный вопрос, то переизбрания ему обеспечено. Возникает логичный вопрос, почему Петр Алексеевич так уверен в успехе церковного гамбита?
Ответ дает сам Гарант – это патриарх Варфоломей. А точнее его готовность удовлетворить просьбу об автокефалии, если такая будет иметь место. Косвенно в поддержку этой версии свидетельствует официальное заявление Киевского патриархата, где речь идет об удачном историческом моменте и готовности Фанара решить дело.
Но почему именно сейчас? Почему этот вопрос не решался раньше? Пока достоверных ответов на эти вопросы нет. Не факт, что публика их вообще когда-нибудь получит. Можно лишь предполагать.
Во-первых, после Всеправославного собора на Крите (2016 г.) у Вселенского патриарха реально развязаны руки. У него есть пространство для маневра. Чего не было, скажем в 2008, когда признание не произошло. Тогда Москва шантажировала Фанар неучастием в Всеправославном Соборе. А он был идеей фикс Вселенского патриарха. Он мечтал войти в историю, как патриарх, который возглавил первый собор за последние 13 веков. И пока Собор не произошел у РПЦ был козырь. После Собора уже такого предохранителя у Москвы нет. Поэтому Фанар теперь и может действовать без оглядки на Москву.
Во-вторых, после Гаванской встречи с Папой Римским и после упомянутого Собора на Крите патриарх Кирилл начал стремительно набирать вес на межправославной арене. И честно говоря, нанес немалых церковно-дипломатических ударов Вселенскому патриархату. Последний из которых произошел в декабре прошлого года. Дело не только в письме патриарха Филарета, но и в том, что в Москву на Собор приехали руководители 11 из 14 Поместных Церквей. Патриарх Кирилл продемонстрировал своему визави, что он может собрать вокруг себя почти всю полноту православного мира. Он даже дал понять, что вопрос непризнанных церквей также в его поле зрения. Об этом свидетельствует и скандал с письмом Филарета, и не понятные телодвижения вокруг письма (или его подделки) от Макария. Более того – РПЦ косвенно пытается влиять на статус непризнанной Македонской церкви. Дело в том, что последняя сейчас находится в подвешенном состоянии между Белградом и Софией. А Москва имеет тесные контакты, как с Сербией так и с Болгарией. Вселенскому патриарху теперь надо отвечать, и похоже кроме как решить «украинский проблему» у него других вариантов нет. Сложилась ситуация, когда решение церковного вопроса стало острой необходимостью сразу для нескольких ключевых акторов.
Кроме мотивов и контекста хотелось бы понять сам механизм этого процесса. Насколько известно из публичных заявлений, для этой автокефалии нужны письма от церквей с подписями епископата (уже есть), обращение от Президента (уже есть проект) и обращения от парламента (планируют 18 апреля зарегистрировать, а 19 принять). После получения всех документов Вселенской патриархией собирается ее Священный Синод и рассматривает этот вопрос. По результатам обсуждения Синод может принять решение о предоставлении автокефалии. Основной вопрос заключается в том, кому будет предоставлена автокефалия? Украинскому народу или какой-то конкретной церкви? Пока более вероятен первый вариант. Поскольку церквей, которые обратились в Константинополь несколько, и они не в единстве, более того они три года назад провалили попытку единения.
При предоставлении автокефалии украинскому народу снимается вопрос фаворитизации какой-то одной структуры, а также остается открытой возможность в других акторов, которые не принимали участия в обращении, приобщиться к достижениям. Таким образом, уже после признания в ряды новой церкви смогут присоединиться верующие УПЦ МП. При этом Президент подчеркнул, что те, кто захочет остаться в лоне церкви в единстве с Москвой смогут это сделать, и никто никого не будет заставлять никуда переходить. Вполне европейский подход.
После объявления Константинопольского Синода автокефалии мяч будет на поле Украины. И уже церквям придется определять, как жить дальше. Кого выбирать руководителем, по которому регламенту проводить Собор и в каких пропорциях будут представлены церкви. Так что нас еще ждут впереди интересные сюжеты и хитрые интриги вокруг будущей автокефальной украинской церкви. Более того, нас еще ждут бескомпромиссные холивары о названии этой новой структуры, ведь в украинских реалиях уже много интересных названий заняты. Однако это естественный процесс, который проходили многочисленные общества на пути построения государственности, мы же в этот исторический момент можем наблюдать за эпохальными сдвигами в режиме реального времени, некое нациетворение онлайн.
P.S. Однако не следует забывать, что Россия в целом и Московский патриархат в частности будет прилагать все возможные и невозможные усилия для того, чтобы сорвать этот процесс. Для них это не впервой.