Риски, связанные с COVID-19, и вероятность взять его под контроль становятся более очевидными благодаря элементарной математике.

Автор: Джастин Фокс.
Материал опубликован в колонке «Мнения» издания Bloomberg 5 марта 2020.

5e619ef595982.jpg

Вспышка коронавируса превратила многих из нас в эпидемиологов-любителей. Послушайте только Мика Малвэйни (Mick Mulvaney), бывшего застройщика и члена Конгресса от Южной Каролины, ныне и.о. главы администрации Белого Дома. «Тот же Грипп убивает людей,»заявил он на прошлой неделе. «Это не Эбола. Это не SARS и не MERS. Это не смертельный приговор и не то же самое, что кризис с Эболой».

Все эти утверждения верны. Грипп и правда убивает людей: около 61 099 умерло в США во время самой худшей вспышки гриппа за последнее время – в 2017-2018 годах. Люди, которые заболели COVID-19 (сокращённое название для Коронавирусного Заболевания 2019 (1*), данное ВОЗ) имеют намного меньше шансов умереть, чем те, которые заражены Эболой, Атипичной Пневмонией 2003-го (другое название – «тяжёлый острый респираторный синдром», Severe Acute Respiratory Syndrome, далее "SARS" – прим. пер.) или Ближневосточным Респираторным Синдромом (далее "MERS", Middle East Respiratory Syndrome), впервые обнаруженном в 2012-м. И нет, действительно, это не то же самое, что кризис с Эболой.

Отчасти это отличается от кризиса с Эболой в 2014-м потому, что является куда большей проблемой для США и других стран, лежащих за пределами Западной Африки. Как сообщил в пятницу (28.02.2020) Медицинскому Вестнику Новой Англии (New England Journal of Medicine) со-основатель корпорации Майкрософт Билл Гейтс (тоже, по-сути, эпидемиологист-любитель, однако на данный момент довольно хорошо информированный): «COVID-19 ведёт себя во многом подобно патогену, возникающему раз на сто лет, и появления которого мы так опасались».

Как же совместить все эти различные точки зрения на COVID-19? Что ж, я тоже всего-лишь любитель в эпидемиологии, однако я замечаю, что диаграммы и уравнения (очень простые) помогают мне лучше разбираться в предмете. Предполагая, что и другим это может помочь, предлагаю начать с примерных уровней смертности для заболеваний, которые упоминал Малвейни и остальные.

На сколько смертельно это заболевание?
Примерный уровень смертельных исходов

5e6198d30b681.png

Источники: ВОЗ, Центры Контроля Заболеваний, Анализ Глобальных Инфекционных Болезней центра медицинских исследований

Эти уровни смертности могут существенно меняться для больных, в зависимости от времени, места и доступности для них лечения. Безусловно, данные по COVID-19 – это движущаяся мишень, посему я включил в график как 3.4% смертности по всему миру, заявленные на этой неделе ВОЗ, так и 1% прогноз из февральской публикации Анализа Глобальных Инфекционных Болезней, сделанного Центром Медицинских Исследований Имперского Коледжа Лондона (Imperial College London), который учитывал вероятные незаявленные случаи. Авторы публикации также говорят, что, при условии постоянной доступности информации, с 95% уверенностью достоверный уровень смертности лежит в пределах от 0.5% до 4%. Билл Гейтс в его статье использовал 1%, и когда я уточнил эту цифру у Кэролайн Баки (Caroline Buckee), – настоящего эпидемиолога-профессионала и профессора в Гарвардской Школе Здравоохранения (Harvard"s T.H. Chan School of Public Health) – она назвала её "разумной".

Стоя в одном ряду с Эбола и MERS, уровни смертности COVID-19 больше близки к гриппу, и как бы понятно, почему это действует на людей успокаивающе. Однако сравним COVID-19 с одним лишь гриппом, и сразу станет очевидно, на сколько они различаются.

Намного хуже гриппа
Уровень смертельных исходов

5e619a224fb45.png

Источники: ВОЗ, Центры Контроля Заболеваний, Анализ Глобальных Инфекционных Болезней центра медицинских исследований

Расчётные 61 099 смертей в США, связанных с гриппом, в период острой его вспышки в 2017-2018 годах составляют 0.14% от оценочных 44.8 миллионов смертей, вызванных гриппо-подобными заболеваниями. Было насчитано 808 219 госпитализаций – составивших 1.8%. Представим себе сопоставимую по масштабам вспышку COVID-19 в США, но увеличим количество смертей и госпитализаций в 5 или 10 раз – выходят совершенно пугающие цифры: 300 тыс и 600 тыс смертей, от 4 до 8 миллионов госпитализаций в стране, где 924 107 больничных коек. А увеличим в сорок раз? Лучше не будем. Также уровень смертности возрастает, если сеть стационаров перегружена, что произошло в Китайской провинции Хубей, откуда началось распространение COVID-19 и, похоже, наблюдается сейчас в Иране. Это одна из причин, почему замедление распространения очень важно, даже если выяснится, что болезнь нельзя полностью остановить.

Может ли COVID-19 распространиться также широко, как грипп? Если позволить этому случиться, то безусловно. Стандартный показатель заразности – так называемое базовое репродуктивное число, или R0. Обычно произносится как "Эр-ноль", и нолик ставят маленький, это довольно простое понятие. R0 равный единице означает, что один заболевший заразит ещё одного человека. Если число опускается ниже единицы, болезнь угаснет. А если значительно превышает единицу, болезнь стремительно распространится.

Вот числа R0 для вышеприведённого списка болезней. Это грубые приближения, в большинстве – средние точки довольно больших диапазонов. Но они дают ощущение относительной заразности.

На сколько заразно это заболевание?
Приближённое репродуктивное число (R0)

5e619b8153a5e.png

Источники: ВОЗ, Центры Контроля Заболеваний, Университет Короля Сауда, журнал "Nature"

Это объясняет, почему здравоохранительные власти настаивают на том, чтобы все были привиты от кори. Это заболевание не такое уж и смертельное, но как только оно появляется у непривитого населения, его подхватывают все.

Цифры также показывают, что COVID-19 куда заразнее обычного сезонного гриппа. Однако среднее значение R0 – это ещё не всё. К примеру, отчего вся эта шумиха вокруг MERS, у которого R0 ниже единицы и оно по идее не должно распространяться вообще? Дело в том, что оно крайне смертельно, его R0 может подниматься выше единицы в определённых местах (среди которых больницы) и... вы можете подхватить его от собственного верблюда.

А ещё есть SARS, который одновременно и смертельнее COVID-19, и имеет схожее значение R0. Почему же тогда от него избавились в течение года, а про COVID-19 некоторые эксперты говорят, что он уже никуда не денется? Да потому, что SARS обычно оставался незаразен до нескольких дней после появления симптомов. Это означало, как написали в 2004-м четверо Британских экспертов по инфекционным заболеваниям, что "принятые в этот период меры по изоляции или карантину больных пациентов могли эффективно прервать передачу заболевания". Они предложили ввести в модель передаваемости заболеваний ещё один параметр: процент передачи, возникающей до проявления симптомов. Для SARS он составлял менее 11%, скорее всего итого меньше. Для гриппа этот показатель находится между 30% и 50%, что существенно затрудняет контроль за распространением заболевания.

В случае с COVID-19 "похоже, что он передаётся куда раньше проявления сиптомов", говорит профессор Баки. На сколько раньше – всё ещё подвешенный вопрос. Генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус отстаивал на этой неделе позицию, что процент досимптоматической передачи пока достаточно мал, чтобы можно было контролировать COVID-19 так, как не удаётся контролировать грипп. "Если бы распространение было как у эпидемии гриппа, мы бы уже сейчас наблюдали обширную передачу инфекции по всему миру", – сообщил он в понедельник (2 марта 2020), – "и усилия замедлить её или изолировать были бы тщетны".

Чтобы понять, как может быть изолировано распространение подобных заболеваний, разобьём R0 на составляющие части. Вот простая формула, которой поделилась профессор Баки:

В некоторых случаях длительность заразности можно уменьшить благодаря лечению. Помещение людей в карантин, как только стало известно об их заболевании, также эффективно её снижает. Переменные k и b, однако, целиком зависят от общественного поведения. Вероятность заболевания снижается благодаря таким мерам, как частое мытьё рук, замена рукопожатия касанием кулаков (т.наз. "fist bump" – прим. пер.) и т.п. Уровень контактов снижается, если сидеть дома. Поместив бОльшую часть страны в изоляцию, Китайские власти снизили уровень контактов достаточно сильно, чтобы R0 COVID-19 по стране упал ниже единицы. Это, конечно же, повлекло за собой огромные экономические и общественные издержки. И теперь, когда Китай начинает возвращаться к работе, большой вопрос в том, помогут ли менее драконовские меры удержать заболевание в узде, или же оно снова начнёт распространяться?

Этот же вопрос актуален для США, Европы и практически повсюду на Земле. Точно ответить на него не могут пока даже профессиональные эпидемиологи. Оценка издержек конкретного вмешательства и того, дают ли они преимущества, это, по-сути, политическое решение. Так что, в общем-то, не плохо, что политики изображают из себя эпидемиологов-любителей. Просто некоторым, возможно, нужно чуток подучиться.

(1*) — название вируса, в отличие от болезни, – SARS-CoV-2

Колонка не всегда отражает мнение Bloomberg LP и его владельцев.