О проблемах региона, олигархическом влиянии и беспомощности чиновников рассказал инициатор БФ «Социальная защита днепрян» Герман Назаренко.
В Днепре есть ряд проблем, которые определенно можно назвать ключевыми. Сложно сказать, какие из них более критичные, так как каждая из них заставляет страдать весь регион.
Бич Днепропетровщины – экологическая обстановка.
В области работают 25 крупных предприятий-загрязнителей, которые ежегодно «выдают на гора» 700 тыс. тонн вредных выбросов. В топ-пять эко-вредителей входят ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог», «Приднепровская ТЭЦ», «Криворожская ТЭЦ», «Днепродзержинский ДМК».
Областные и городские власти регулярно сообщают о своей борьбе с загрязнителями. По официальной статистике за последних 3 года количество выбросов снизилось больше, чем на 20%. Но люди, живущие неподалеку от предприятий-загрязнителей, работающие на них, а также общественные активисты констатируют отсутствие прогресса. Предприятия либо сильно задерживают выполнение обязательств по установке новых очистных сооружений, либо полностью игнорируют их.
Главной причиной такого отношения, Герман Назаренко считает принадлежность предприятий-загрязнителей крупным олигархическим кланам и финансово-промышленным группам, которые имеют серьезное влияние на контролирующие структуры. Эксперт подчеркивает, что уровень законопослушности предприятий, которыми владеют украинские и зарубежные олигархи, полностью зависит от политической воли действующей власти.
Проблемное водоснабжение в селах и на периферии
Летом 2018 в Черкасском и Гвардейском грянула настоящая коммунальная катастрофа. Более 10 тысяч человек остались без водоснабжения. Семьи военных – женщины, дети, старики, были вынуждены жить в условиях антисанитарии и отсутствия нормальной питьевой воды.
По результатам разбирательств выяснилось, что состоянии водопроводных сетей в области – катастрофическое. Трубы рвутся при малейшем повышении давления, малейшем движении почвы или даже при перепаде температур. Горводоканалы накопили огромные долги, которые нужно срочно реструктуризировать. Перебои с водой регулярно случаются и в больших городах области – Новомосковске, Павлограде, Кривом Роге и Днепре.
Как считает Герман Назаренко, один из ключей к решению проблемы водоснабжения региона – это системный подход, который должна продемонстрировать власть. «Необходимо внедрять новые технологии, а не держаться за старые, еще советские методы и подходы. Также нужно решать проблемы инфраструктуры комплексно. Там, где, к примеру, идет капитальный ремонт дорог, нужно одновременно менять и водопроводные магистрали, канализацию, даже электросети.
Неотложная проблема Герман Назаренко назвал повальную трудовую миграцию
Именно трудовая миграция является главным маркером низкого уровня жизни и системных экономических проблем в нашей стране и регионе, считает соучредитель аналитического центра „Борисфен Интел“ и инициатор благотворительного фонда „Социальная защита днепрян“Герман Назаренко.
Буквально во всех отраслях экономики наблюдается острый кадровый кризис, а особенно среди квалифицированных специалистов рабочих специальностей.
Трудовая миграция в Украине набрала такие ужасающие масштабы, что мало кто отваживается говорить об этом открыто. Цифры называют самые разные. По разным версиям сегодня за рубежом работают от 1,3 до 5,5 миллионов украинцев. 5 миллионов – это четверть трудоспособного населения страны.
Герман Назаренко считает, что для Днепропетровского региона трудовая миграция является особенно болезненным вопросом. Здесь количество мигрантов исчисляется сотнями тысяч. Традиционно этот регион был и остается лидером по количеству наукоемких, высокоточных и промышленных производств.
„Сегодня люди бегут с предприятий целыми коллективами. Молодые специалисты либо недостаточно квалифицированы, чтобы работать на современном оборудовании, либо сразу ищут работу за рубежом. Остро не хватает врачей, работников ЖКХ, правоохранителей. Необходимо создать условия, при которых жителям Днепропетровщины будет выгоднее решать проблемы своей страны, чем бежать от них в соседние государства“, – уверен Герман Назаренко.
Все дороги ведут на СТО
Список проблем инфраструктуры региона традиционно начинается с дорог. По оценкам некоторых экспертов, в Украине более 90% дорог находятся в ненадлежащем состоянии. Чтобы отремонтировать их все понадобится не менее триллиона гривен, утверждают экономисты. Ремонт основных трасс государственного значения потребует порядка 600 миллиардов гривен.
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял в прошлом году, что Днепропетровская область вошла в число лидеров выполнения работ на дорогах государственного значения, а также получила на дорожные работы рекордную сумму – более 3 млрд. грн. Однако жители Днепропетровщины жалуются на то, что за прошедшие годы дороги в регионе пришли в полную негодность.
Герман Назаренко подчеркивает, что отдельного внимания заслуживают мосты через Днепр и не только в областном центре, но и в других частях области. По словам эксперта, с ремонтом мостов областные и городские чиновники не могут справиться уже более двух лет, хотя мосты имеют стратегическое значение как для региона, так и для государства в целом.
„В Днепре уже 10 лет не могут достроить объездной путь в районе Кайдакского моста, который должен существенно разгрузить областной центр от транзитного транспорта. Дорожная сеть у нас устарела на десятилетия. Необходимо начинать строительство десятков новых дорог, а капитальный ремонт дорожной сети в регионе должен непрерывно вестись в течение минимум 5 лет“, – считает Герман Назаренко.
Аэропорт – узкое горлышко региона
Не менее значительный транспортный вопрос в Днепровском регионе — это отсутствие воздушных ворот. Оно не компенсируется ни железнодорожным, ни водным или наземным сообщением. Старый аеропорт устарел, потому что 30 лет не реконструировался, а нового все еще нет.
В конце 2018-го жители Днепра подали петицию к Президенту с просьбой о реконструкции аэропорта. Документ подписали более 25 000 днепрян. Первый положительный отзыв от правительства мы получили в январе 2019 года. „Внимания от власти мы добились, но в каком-то искаженном виде. Вместо того, чтобы восстановить и переоснастить уже существующий терминал, руководство страны принимает решение о строительстве нового комплекса на новом месте“, – комментирует решение Кабмина Герман Назаренко.
„Только активное давление на центральную власть поможет добиться строительства аэропорта в Днепре, а не далеко за городом, на границе с Запорожской областью, как сейчас заявляют представители правительства“, – написал на своей странице в FB Герман Назаренко. „Такое решение серьезно увеличит стоимость всей инфраструктуры и сделает неудобной эксплуатацию аэропорта как для днепрян, так и для запорожцев. Тем более, что в этом году уже завершаются работы по строительству нового терминала в Запорожском аэропорту. Об этом в Министерстве инфраструктуры, видимо, забыли“, – пишет Герман Назаренко.