Любой налоговый реформатор в нашей стране в качестве весомого аргумента всегда приводит фразу «Реформа позволит перевыполнить государственный бюджет. Ожидается рост доходов бюджета на …цать процентов и миллиардов гривен».
И совершенно не важно, как называется реформа 5.10, 4.20 или 7.40. Государственный бюджет – это фетиш, культ и священное животное, которое должно только расти и увеличиваться в размерах. В «бюджете не должно быть дыр» и чтобы их не было, берутся кредиты, которые дают, если «бюджет сбалансирован». За всей этой трескотней скрыт главный вопрос – а на фига? Что прячется за этими цифрами и вечной, как битва за урожай, борьбой за «наполнение бюджета».
В битву за бюджет бросаются все новые и новые силы. ДФС, налоговая милиция, просто полиция, таможня, СБУ, НАБУ, НАЗК, МЧС и еще неведомое число государственных контор призваны наполнять, а если не удается наполнять, то экономить средства, его святейшества государственного бюджета и бороться со всякими уклонистами…
Тут не обойтись без маленького исторического экскурса...
Украина – типичная постколониальная страна с неофеодальным строем , сырьевой экономикой и двумя проваленными буржуазными революциями. Это, конечно, плохо, но не смертельно. Это просто факт. В период развития от СССР до Януковича и друга его Бимбы сформировался негласный консенсус. Феодалы, имеющие доступ к ресурсам, пилят советское наследие, недра, газовую трубу и получают долю в крупном бизнесе.
Государственный бюджет — для прокорма вассалов. Проверяющие органы контролируют мелкий и средний бизнес, передавая наверх части собранной дани. Строгость законов компенсируется возможностью их неисполнения и проверенными методами «на-порешать». Если кто-то по-наивности, по-незнанию или по-борзости переходил дорогу, кому-то из феодалов или вассалов, то тогда вся тяжесть государственной машины запускалась на уничтожение бизнеса строптивца. И «порешать» уже было ничего нельзя.
При Ющенко эта система начала разваливаться. Третьего президента никто «папой» не считал, приближенные стали тянуть в свою сторону и система готова была обвалиться под собственной тяжестью. Первый год Януковоща ознаменовался восстановлением всех коррупционных пирамид. Но, то ли жадность, то ли рациональность дедушки Яновича, то ли консультации запоребриковых, которых стало критически много, то ли возможность получать солидные кредиты в бюджет, а может и все вместе, привели к тому, что было решено отбросить ненужные формальности и считать государственный бюджет личным бюджетом Семьи. (А шо так тоже можно? – спросили офигевшие предшественники).
Традиционно начали с ФОПов. Вместо единого налога в 200 грн, были введены разные группы упрощенки с разными правами. Упрощенцам то разрешали, то запрещали, то опять разрешали платить НДС. Весь средний и более-менее живой бизнес либо выкупали за бесценок люди Семьи, либо просто отбирали. Крупный бизнес, который не соглашался быть подконтрольным Семье, выдавливался. Но главное, началась героическая битва за бюджет имени Арбузова – Азарова с использованием объединенной в единое целое таможни и налоговой с применением войск налоговой милиции и СБУ. Все закончилось, традиционно Майданом. Напомню, что оранжевый Майдан стал возможным, во многом, благодаря действиям премьера Януковича и главного налоговика Азарова.
Нынешняя кампания по наполнению закромов Родины, которые используются в своих целях узкой группой лиц, проводится выпускниками-золотомедальщиками школы им. Азарова-Бимбы теми же методами, но с учетом предыдущих ошибок и общей ситуации в стране. Советское наследие практически разворовано, большая часть прибыльных активов осталась на оккупированных территориях, труба пуста и мировая конъюнктура не в нашу пользу. Единственный источник пополнения личных деньгохранилищ – государственный бюджет.
Кроме этого, у наших феодалов есть еще одна родовая травма. Майдан финансировался из средств, которые прошли мимо бюджета. Из той самой «теневой экономики», до которой не успели дотянуться руки фискалов. Финансировался тем самым средним классом, который зарабатывал и не очень делился с государством. Чтобы больше не было Майданов, необходимо ликвидировать средний класс — мысль проста, как угол дома.
Стабильность обеспечивает узкий круг лиц на денежных потоках, зависимые от них вассалы на государственных должностях, охрана, обслуга, некоторое число собирателей и землепашцев, работающих за скромное вознаграждение и небольшая толпа, полностью зависимых от воли хозяев, бюджетников и пенсионеров для создания видимости демократии и выражения восторженности мудростью правителей. В неофеодальной стране с сырьевой экономикой не нужны умные, предприимчивые, талантливые, патриотичные, пассионарные граждане. Собственно, и граждане не нужны. Нужна толпа, население, электорат, поданные.
В таких условия налоги собираются не для того, чтобы наполнять «государственный бюджет», а бюджет рисуют, чтобы оправдать выбивание денег из всё беднеющего населения.
И здесь возникает закономерный вопрос. А может ли быть иначе?
Конечно, может. Мировой опыт и всемирная история нам в помощь. Нет ничего нового.
Давайте посмотрим вокруг. Украина — страна не бедная, но разворованная. Страна с сырьевой экономикой (извините, что повторяю это в третий раз). То есть, прибавочная стоимость на производимой продукции очень низкая. ВВП около 2000 долларов на душу населения в год. А это значит, что мы не можем позволить себе огромный бюрократический аппарат, утилизирующий миллионы чиновников, живущих за наш счет, не можем содержать десятки тысяч пенсионеров со спец. пенсиями в несколько тысяч долларов, спец. больницы и еще много чего не можем себе позволить. А самое главное, не можем себе позволить миллиарды долларов кешем, разворованных, прямо или косвенно, из денег, которые у нас с вами и забрали.
Для того, чтобы все стало более понятно, давайте определимся, за что каждый из нас готов платить. На что мы готовы скинуться в общий котел на центральном общегосударственном уровне. (Подчеркиваю, на центральном общегосударственном. Лавочки – дорожки – это отдельная тема и к ней мы еще вернемся).
Первое – это оборона страны, оборона границ.
Мы живем в состоянии войны. Враг оккупировал часть нашей территории и грозит наступлением по всей длине границы. Готовит плацдармы в Беларуси и Молдове, что ставит задачу защиты, практически всей границы и с суши, и с моря, и с воздуха. Кроме обороны стоит задача и освобождения оккупированных территорий. Для этого нам необходимо оружие и боеприпасы к нему, военная техника, обученная, хорошо экипированная, хорошо оплачиваемая армия с налаженной современной логистикой. А это значит, нам нужны новые корабли и самолеты, военные заводы и топливо для техники. Все это в объемах, достаточных для того, чтобы не жалеть боеприпасов и на фронте и на учениях.
Нам нужна система территориальной обороны и автомат дома у каждого бойца террбатов. И не только автомат. Нам необходима реформа ТСОУ, чтобы каждый желающий мог получить или восстановить свои военные навыки и не только рукопашного боя. ТСОУ должно давать возможность получить военные специальности оператора РЛС, водителя танка, связиста и т.д. Миллионы резервистов, имеющих военные специальности – это эффективная защита страны в любой ситуации. А кроме этого, узаконенные добровольческие соединения и частые армии, хоть и не требуют полного гос. финансирования, но нуждаются и в оружии, и в боеприпасах и в средствах связи.
То есть, необходима новая военная доктрина и подробный бюджет на оборону с точной цифрой необходимых средств. Понятно, что в этой цифре нет места министерству обороны, паркетным генералам на довольствии, военных пенсий тем, кто 25 лет разворовывал армию. Я лично, готов платить на армию, но не готов – военным чиновникам, продолжающим и во время войны разворовывать, то немногое, что сейчас выделяется на оборону.
Второе — Министерство Иностранных Дел.
Для нас сейчас жизненно важно поднимать имидж Украины в мире. Для этого необходимы посольства во всех странах, укомплектованные не только консульскими работниками, что несомненно важно, не только военными и торговыми атташе, но и мощными современными пиар-службами. Мы не сможем противостоять московской пропаганде на ее поле, но сайты, социальные сети, концерты, выставки и тысячи разных недорогих мероприятий изменят имидж Украины.
Третье – построенные с нуля новые полиция и специальные службы.
Четвертое – новая система государственных трибуналов вместо, прогнившей и неподдающейся реформированию, судебной системы.
Пятое – единая равная государственная помощь лицам преклонного возраста, инвалидам и детям без родительской опеки.
Шестое – по остаточному признаку, в строго ограниченных пределах – финансирование формальных признаком государственной власти Президента и ВРУ.
Больше моя фантазия не работает. Я не знаю, зачем платить из центрального государственного бюджета за что-то еще. Может быть, у вас есть идеи? Можем обсудить…
Анонс следующих серий:
В следующий раз мы поговорим о том, возможно ли собрать деньги на эти нужды без принуждения и добрым словом…
Что такое местный бюджет и что из него можно финансировать…
Нужны ли местные налоги или обойдемся и так…