Согласитесь, что спорить о том, кто более прав в истории с блондинкой из Соломенского суда, обсуждать детали побега и возвращения Чауса или собирать коллекцию «пьяный судья заснул за рулем/обещал застрелить/устроил дебош…» достаточно весело. Тут тебе и возможность поупражняться в остроумии, и заклеймить позором, и встать на защиту. Весь спектр эмоций и иллюзия полезно проведенного времени.

Но говорить о том, что в стране существует сословие сёгунов-беспредельщиков, которые с помощью мантии и печати, не особо напрягаясь, зарабатывают себе на пропитание, пятиэтажные дачи и автомобили стоимостью в сотни тысяч долларов, как- то вслух не принято.

Страшна даже не откровенная коррупция или уверенность каждого из них в собственной безнаказанности. Печаль вызывает то, что существующая судебная система похоронила доверие к правосудию. 80% наших сограждан уверены, что там, где суд, нельзя защитить свои права. Остальные 20 просто никогда не сталкивались с судами, в чем им можно только позавидовать и пожелать жить в этом счастливом неведении и дальше.

Огромное количество людей понимает, что что-то не так, но дальше ритуальных слов «Настанет светлый день, и этих судей начнут насаживать на колы» дело как-то не идет. То ли колы не заготовлены, то ли не очень понятно, настал ли уже «тот день». Но скорее всего, не очень понятно, что делать дальше и каким образом лишить власти эту голодную ораву, готовую в любой момент принять «законное» решение для своей защиты.

Главное оружие судьи – печать суда. Без печати ни одно решение не является законным. Поэтому первый шаг достаточно простой. Ликвидация всех юридических лиц, которые имеют в своем названии слово СУД и признание их печатей недействительными значительно упрощают дальнейшие реформы. Увольнение всех сотрудников в «у зв'язку з ліквідацією установи» закрепляет успех.

Следующий шаг – создание новых судов, организованных на новых принципах и под новыми названиями (предложения о названиях новых судебных органов принимаются). Набор в судьи новых судов должен проходить на основе конкурса из числа лиц, которые никогда не работали в судебной или правоохранительной системе. Даже юридическое образование для судьи не должно быть обязательным. Более важными критериями являются честность и общая эрудиция. Задача судьи не разбираться в юридических тонкостях, а оценивать качество предоставленных доказательств и строго следить за соблюдением процедур.

Судьям первого набора придется осваивать азы профессии на ходу, а потом повышать квалификацию. Для следующих поколений – двухлетние судейские школы после получения высшего образования по любой специальности.

Так и победим )

P.S. Эту самую скучную и необязательную к прочтению часть, я вынесу в постскриптум.

Конечно, ликвидировать старые суды и создать новые – этого мало. Набрать новых людей и сделать из них судей – этого тоже мало. Требуется полная перестройка всей судебной системы. Если говорить о государственных судах, то основой должны стать участковые суды. Границы участков, в обязательном порядке, не должны совпадать с границами территориальных образований. Судебная ветвь должна стать независимой от исполнительных органов власти, а это возможно только при несовпадении зон ответственности. Необходим принцип постоянной ротации судей, когда каждые три года судью переводят с одного участка на другой, причем в другом конце страны. Необходимо менять правила распределения дел. Кандидатура судьи должна быть согласована со всеми сторонами процесса. Институт присяжных, само собой. Нет необходимости в Конституционном суде, его функции может выполнять и Верховный суд. Кроме государственных, должна существовать альтернативная система территориальных мировых судов. Ну и так далее…

А вопрос сохранять ли римское право или переходить к прецедентному, пусть решают юристы. Хотя в островном праве есть масса своих преимуществ. Но это уже совсем другая история.