Я математик.
Но занимаюсь поведенческой экономикой.
И понимаю, что не все экономические процессы можно описать строгой моделью.
Поэтому большинство прогнозов (как экстраполяционных, так и сценарных с экспертной оценкой вероятностей) не оправдывается.
Ведь по-настоящему могут прогнозировать только те, кто являются фактическими (в предельном случае — реальными) управляющими процессами. Если их несколько или накладываются естественные (природные или с неочевидным управляющим) процессы — возникает хаос («идеальный шторм").
Поэтому мы шутим (чаще всего по отношению к Украине), что базовые сценарии не реализуются.
Доказать это строго представляется невозможным (ибо тогда нужно быть управляющим управляющими — то есть иметь самый высокий ранг рефлексии). Проверить можно только по закону больших чисел (например, начиная с тысячного кризиса).
Поэтому вместо слабых попыток предугадать развитие событий, мы с нашими клиентами и бизнесами выстраиваем бизнес-модели управления нишами или рынками. Получается эффективно вот уже 20+ лет.
SWOT анализ, как и основы теории конкуренции, потеряли свою актуальность двадцать лет назад.
Встраиваясь в чужой рынок (то есть действующий по правилам, задаваемым не тобой) ты можешь выиграть тактически, ситуационно. Но все равно играешь на руку управляющему, а значит всегда в относительном проигрыше.
И это актуально и для ниш, и региональных рынков.
Или ты задаёшь правила игры, или рано или поздно ты потеряешь контракт АТБ, проиграешь в ценовой войне, столкнёшься с нелояльностью клиентов, потеряешь ведущего менеджера с записной книжкой и т.д.
Кризисы — никакие не возможности. Я так думал в 90-е годы, когда только начинал анализировать рынки и поведение игроков.
Кризис для одних это инструмент: даже если мы категорически не хотим думать о мировом правительстве — не обязателен сговор, возможно совпадение интересов; если не знаем управляющего — не факт, что его нет; и, наконец, рыночные процессы, входящие в резонанс, усиливаются управляющим воздействием.
А для других кризис — крушение, проблемы.
Попав в кризис главное не метаться судорожно. Мы проанализировали эффективность диверсификаций бизнеса в 2008-2010 — она была низкой, только 6% успешных кейсов.
Важно найти точку опоры (ключевой процесс, ресурс, компетенцию) и сохранив её — искать новые возможности.
Если бизнес-модель бесперспективна — не загонять себя в убытки и долги, выходить как можно быстрее.
Но главная рекомендация на этот кризис — консолидация. В закупках, экспорте. Аутсорсинг. Партнёрство в новых направлениях с теми, у кого есть компетенции или ресурсы.