Экономические последствия агрессии РФ, усиления военного противостояния, введения военного положения для Украины.
- «Национальная доктрина» развития на словах, сохранения по факту показывает свою недееспособность. Нельзя сохранить конкурентоспособность металлургии не либерализуя добычу газа. Нельзя развить интенсивное фермерское сельское хозяйство без рынка земли и зашиты прав собственника. Нельзя обеспечить экспорт без инфраструктуры. Нельзя получить рост в 7-10% без внешних инвестиций. Как и нельзя вернуть территории или акваторию защищаясь. Парадигма сохранения легко обыгрывается агрессором — чтобы сместить центр внимания с украденного, грозят украсть ещё что-то. Соответственно для экономического прорыва нужно поменять логику с субсидий на логику инвестиций, либерализации, приоритета частной собственности, предпринимателя и инвестора.
- 2019 год — год основных выплат по долгам. Поскольку своих ресурсов не хватает для выплат, нужны внешние заимствования. В этом году уже была сложность привлечения даже под 9,5%. Стоимость ресурсов для Украины может существенно повыситься. Дефолт мог бы рассматриваться как один из этапов долгосрочной стратегии модернизации Украины, но для этого как минимум нужны были бы стратеги во власти или политики, готовые принести в жертву свои карьеры. К сожалению, даже обсуждение подобного сценария пресекается и во власти, и в экспертных сообществах. Субъективизация и сильные ходы пока больше пугают и экономический рост приносится в жертву тактической макрофинансовой стабильности.
- Осложнение ситуации с внешними выплатами возможно и в связи с девальвацией гривны. Есть сценарии падения курса до 35 грн/доллар. В то же время потеря самостоятельности НацБанком на период ВП представляется мне негативным сценарием, по крайней мере в стратегической перспективе. Риск возникновения паники существенно ниже, тем не менее давление на курс гривны и внешнюю торговлю будет высоким.
- МВФ с высокой долей вероятности не откажется от помощи Украине. В любом случае, лишний повод задуматься — почему практически никто кроме МВФ не стремиться иметь с нами дело.
- Бюджет на 2019 год принят, но риски в него заложены минимально. Прогнозируется умеренный экономический рост. Доходы под планируемые расходы (традиционно у нас все наоборот) максимально выжаты. Соответственно, дальнейший рост бюджета на безопасность (он уже почти 5,4% от ВВП) возможен уже только за счёт урезания расходов. Что даже с учетом года выборов не приведёт, к сожалению, к уменьшению расходов на обслуживание самих властей.
- Введение военного положения подстегнёт трудовую миграцию, сокращение денежного потока в Украину от мигрантов (миграция семей), а также ускорит «исход» бизнеса из Украины. И если ранее мы могли гордиться открытием украинскими компаниями заводов в Европе, то теперь ускорится перенос бизнесом центров прибыли за пределы Украины.
- Компенсация нехватки трудовых ресурсов внешней трудовой иммиграцией в сценарии ВП практически невозможна.
- Приватизация — и в том числе приватизация одного из последних крупных объектов, Центрэнерго — скорее всего будет отложена по причинам невозможности выгонной продажи в условиях ВП.
- Низкий уровень инвестиций не позволит модернизировать сырьевые сектора. Соответственно, Украина окажется в ещё более тяжелом положении при разворачивании мирового экономического кризиса в 2019—2020 годах.
Итого: вероятность катастрофы для экономики не высока. Но и показатели бюджета и экономического роста скорее всего придётся пересматривать в худшую сторону.
Возможность извлечь пользу:
- очистка судебной и правоохранительной системы
- стимулирование внутреннего инвестирования
- развитие транспортной инфраструктуры, машиностроения и смежных отраслей благодаря росту военного бюджета
- развитие ИТ сектора (особенно в части кибербезопасности), мировое лидерство в секторе.
Но для реализации возможностей необходимо вызывающее доверие политическое лидерство.