Я фанат теробороны. В 2015 мы разворачивали масштабный проект «Меткие стрелки», чтобы десятки тысяч патриотов по всей стране получили снайперские винтовки — это сильно бы остудило желание захватить Украину. В нашем НКБ (Народном конструкторском бюро) мы разработали и изготовили недорогой кронштейн для крепления современных прицелов к винтовкам Мосина, и новую рукоятку затвора и т.д. Почему мосинки? Потому что их вагон и маленькая тележка пылилось на складах Минобороны. Выбрать из них те что с качественными стволами, дёшево модернизировать по нашим чертежам и обучить патриотов работе на дистанции 400 — 700 метров (в населенных пунктах дальше не надо) — поэтому «меткие стрелки», а не «снайпера».

Всё это к тому, что я реально хочу тероборону. Чтоб еслишо, то гражданские не только окопы рыли, а и реальную пользу обороне Украины приносили, как в Литве, например.

Но я категорически против плохо продуманных решений. Подход «примем Закон», а потом будем косяки разруливать" — это нельзя. В турборежиме тероборону строить категорически плохо. Беды может быть намного больше, чем если вообще ничего не менять.

Спросите у любого опытного держслужбовця:"Можно органам управления державой принимать решения масштабных проблем за чашкой кофе?" Он на вас посмотрит как на сумасшедшего. Для этого эксперты серьезно проводят цикл державної політики:

- збирають дані,

- формалізують розуміння проблематики,

- виробляють варіанти альтернативних рішень,

- аналізують варіанти прямих наслідків та впливів,

- узгоджують з основними стейкхолдерами

И только потом появляется План действий, а потом мониторинг, оценка и поправки курса.

Что из этого реально делалось? Системно — ничего.

Закон " Про територіальну оборону" — это не всё решение. Это только один пазл в комплексном решении. Так же как и Концепция, и План страт.развития и тому подобные документы.

Если забить на серьезный, системный подход, то правильные решения станут отрывочными и случайными результатами.

Правильно не делалось и теперь вылезают серьёзные косяки. Например, в 18 статьях законопроекта 68 раз упоминаются Загони тер.обороны, которые должны стать одним из наиважнейших инструментов вовлечения громадян в оборону державы. А создаваться эти Загоны должны в тер.громадах, которые не вошли в ОТГ (в ОТГ авторы планируют использовать роты Військ тероборони). Прикол в том, что с 1 января 2021г. никаких ОТГ и отдельных тер.громад (в нынешнем толковании) уже не будет, поэтому создавать Загони тероборони станет невозможно, по причине элементарного отсутствие самой тер.громады. Просто кто-то не учёл постанову КМУ от 22 июня 2020г. В новых тергромадах как раз хорошо будет использовать роты, а смысла в Загонах уже не будет совсем.

Вот более печальный пример — зброя и спец.засоби для Загонів тероборони мають зберігатися у спеціально відведених місцях. Давайте спросим себя, а вот в небольшом селе, которое не а ОТГ, и в котором тергромада, прочитав Закон, создала Загін

тероборони из 30 человек, "спеціально відведене місце" это что? Подвал сільради? Чердак сільради? И вот в этом подвале или на чердаке будут зберігатися 30 автоматов, цинки патронов и спеціальні засоби? Серьезно? Под амбарным замком? Без охраны? Или местные жители организуют эффективно действующую круглосуточно настоящую караульную службу? Со сменой часовых, с дежурной сменой караула, с применением оружия на поражение, еслишо? И так же серьезно всё будет во всех сёлах Украины, где создадут эти Загони тероборони?

А через сколько дней эти подвалы/чердаки будут ограблены неизвестными лицами и сотни/тысячи автоматов Калашникова окажутся в руках бандитов и на чёрном рынке?

А вот ещё новость — первичная подготовка к ведению теробороны должна быть обязательной для всех граждан Украины с 16 лет и далее "без вікових обмежень". Это как? Примусово пенсіонерів станемо змушувати? Соседке моей 86 лет, от она порадуется. А раз обязательно, значит штраф за уклонение? Или сразу статья?

Про широку участь у веденні тероборони асоційованих громадських об'єднань я вообще молчу. Взвалить на один орган в виде "окремого підрозділа Міноборони" вагон работы по принятию заявлений, организации проверок, анализу, принятию решения и присвоению статуса "асоційованого" мог только тот, кто не знает сколько их, этих об'єднань. Так вот — этих об'єднань на июнь 2020 больше 26 тысяч. А організаций громадських больше 86 000 и многие из них начнут создавать нові об'єднання, потому что патриотизм и ещё автоматы может даже дадут.

Чтоб хоть 13 000 заявлений отработать, хоть по 2 часа на всё про всё (а это бред, так же не будет) 15-ти сотрудникам этого окремого підрозділа придется работать 250 дней по 7 часов только над этой задачей. Цельный год, как говорил Гоцман.

А заявлений будет больше. И никто 15 сотрудников на это не выделит.

Про "адміністративно-поліцейский режим" я даже говорить не хочу. Это не просто ужасный нейминг, это выражение никто из приличных стран не использует, оно прямо ассоциируется с диктаторскими режимами.

Так ещё и главам районов предлагается разрешить единолично принять решение о введении "административно-полицейского режима" на территории своего района. Не буду комментировать, это просто на голову не налезает.

Это лишь несколько примеров непродуманных решений. Реально, проблемных вопросов намного больше. И все они — следствие бессистемного подхода. С теробороной так нельзя.

Потому что тероборона — это критически важно. Это понимать надо