Итак, как и обещал, попытаюсь написать сегодня относительно оптимистичный пост о том, как я отношусь к последним тенденциям правительства «установить принцип справедливости» в вопросах налогообложения разных отраслей.
Постулат номер один. Налоги нужно платить.
Я думаю, что этот постулат будет самым не дискуссионным. Налоги платить нужно, это по сути единственный основной источник доходов государства, на которое оно существует. Если доходы государства меньше чем расходы, то государство берет деньги в долго до тех пор, пока ему не перестанут давать, а потом государство или исчезает или реинкарнируется в виде нового с постулатом «Мы всем прощаем все наши долги» читаем историю 1917 г. Не буду останавливаться на этом. Остановлюсь на другом аспекте. Когда человек за что-то платить, он ожидает что-то взамен. То есть у объекта оплаты должна присутствовать некая потребительская ценность. За что же платит налогоплательщик в стране? Попытаюсь разделить функции государства согласно базовым потребностям человека:
Группа безопасности
- внутренняя безопасность (спокойно ходить по улицам, мало преступлений, минимальные кражи в домах, благожелательная полиция-помощник,содержание тюрем и т.п.) Состояние: http://thekievtimes.ua/society/414779-politicheska...
- национальная безопасность (армия, охрана государственных границ, суверенитета и т.п.) — тут я думаю все и так все знают.
- экологическая безопасность (охрана окружающей среды, контроль за выбросами предприятий, регулирование экологии, сохранение природных ресурсов (рыбинспекция, лесхозы, янтарные и другие месторождения) — тут устали руки гуглить. Ссылок слишком много.
- предотвращение катастроф или реагирование на них (наводнения, оползни, землетрясения) — к счастью у нас их не много, как государство справляется с этой задачей можете узнать у пострадавших в каком-то стихийном бедствии в мирное время. Ну а про руководителей вы сами в курсе: http://censor.net.ua/video_news/329949/na_zasedani...
Интересно было посчитать долю этих затрат в совокупных затратах государства. Если кто-то знает, давайте линк.
Группа регулирования
- Валютно-финансовое регулирование, эмиссия денежных средств (нацбанк, банковская сфера, страховой рынок, нацкомфинуслуг и т.п.)
- Бюджетное регулирование (сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете)
- Установление и защита общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.). Если вкратце наши доблестные суды.
Группа социальной защиты
- Пенсионная система в государстве
- Медицинская система в государстве (бесплатная медицина наше все)
- Управление безработицей и политикой в сфере занятости населения
- Система государственного образования (садики, школы, училища, университеты)
Группа комфорта
- Культура.
- Дороги
- Транспорт
Группа внешней политики
- Внешняя политика
- Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности
- Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт)
По сути где-то так. Если что-то упустил, пните меня в комментах, я отредактирую.
Теперь главный вопрос. Если объективно нужно повышать сборы в бюджет, каким способом это сделать лучше всего? А способов к сожалению тут не очень-то и много.
1. Собирать больше с тех кто уже платит (расширение базы налогообложения — новые налоги, увеличение ставок на текущие налоги).
2. Подключать к оплате новых «абонентов» (вывод экономики из тени).
Поскольку второй способ трудно прогнозируется, а первый наоборот легко, то большинство наших чиновников интуитивно идут всегда по первому пути. Хрен с ним, идите, только делать это нужно правильно. Немного ликбеза из Википедии
Разница между номинальной и фактической налоговой нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.
Я думаю, что наше правительство отлично знает эту теорию и понимает, что на фоне планов по сокращению количества налоговых инспекторов и сотрудников налоговой милиции при увеличении количества уклонистов, государство может получить совершенно обратный эффект — вместо увеличения реальных налогов и сборов, получить уменьшение. Я уже не буду говорить о том, что имидж налоговых карателей способен уменьшить итак невысокий рейтинг правительства и привести к серьезным политическим убыткам.
Однако, давайте не будем забывать, что в стране идет война, экономика в жопе упадке а пенсионерам нужно платить больше, чтобы хоть как-то компенсировать повышение стоимости потребительской корзины и энергоносителей. Так, что повышать нужно.
Итак, на мой взгляд, чтобы продать идею повышения налогов налогоплательщикам, нужно перестать использовать политику нагибания, а перейти к политике продажи новых налогов. Как в бизнесе заставить потребителя платить больше? Правильно, предложить ему дополнительную потребительскую ценность. Мой краткий опрос знакомых айтишников, платящих сегодня 4% с оборота + 1,5 военный сбор (кстати, почему-то из 5% сделали 4% причем об этом никто государство не просил, что выглядит очень странно в этот период), показал следующее:
1. Абсолютное большинство готовы платить +1% за новую полицию (не только патрульную, но и новых следователей) в своем городе.
2. Абсолютное большинство готовы к увеличению военного сбора на период АТО еще на 1,5%, чтобы прекратить помогать армии через волонтеров и дать возможность государству закрывать все потребности.
3. Абсолютное большинство готовы платить еще +5% на страховую медицину, нормальную медицину, а не совковое понятие «бесплатная медицина», где тебе все равно нужно «благодарить» бесплатных медсестер, девочку в регистратуре, врача, анестезиолога, приносить свою собственную постель и еду в баночках, на одной ноге ковыляя в аптечный киоск «купить все необходимые медикаменты».
4. Абсолютное большинство готовы платить еще +1% за дороги, +1% за детские сады, школы и университеты.
5. Абсолютное большинство людей хотят иметь возможность отказаться от государственной пенсии, перестав платить ЕСВ и иметь возможность накапливать персональную пенсию в любом выбранном ими солидном международном пенсионном фонде.
Итак, что мы имеем? Люди добровольно не против платить больше налогов за государственные сервисы, при одном условии.
Деньги, которые они платят должны аккумулироваться на отдельных счетах и по ним должна быть отчетность в реальном времени по сборам и тратам, как это сделано на волонтерском проекте http://www.peoplesproject.com/.
Кроме того, должно быть запрещено, к примеру с дорожного сбора, постоянно под выборы брать деньги на выплату повышенных соц. гарантий с целью накачивания политического рейтинга. Эти налоги должны быть исключительно целевыми.
За какие же шиши финансировать остальные функции государства, приведенные выше? Ответ прост, за счет налогов общего назначения, которые платит каждый житель страны (НДС, подоходный и прочее).
И, наконец, главное. Для администрирования этих налогов, по крайней мере в IT сфере, не нужно НИ ОДНОГО инспектора или милиционера. Достаточно возложить на банк функцию налогового агента, который сразу же будет списывать налоги при заходе денег на счет, а отчетность можно сдавать с помощью сервисов типо www.taxer.ua
Что скажете, уважаемые читатели? Оставляйте свои мысли в комментариях. Продолжение следуюет, подписывайтесь на обновления в моем Фейсбуке: https://www.facebook.com/david.braun.50951