Недавние промежуточные выборы в семи округах показали, что представительная демократия в Украине вошла в завершающую кризисную фазу. Участники кампании пишут о скупке голосов, админресурсе, пассивности и продажности избирателей, коррупции и правовом нигилизме, манипуляциях и фальсификациях. Шансов для нового, для качественных изменений в такой системе нет и быть не может. И здесь вопрос совсем не в избирательной системе или «новых лицах» в политике.

В Украине была и мажоритарная система, и пропорциональная, и смешанная, и вроде как «открытые списки» на последних местных выборах были, а результат один и тот же. Избирают популистов, некомпетентных демагогов или коррумпированных казнокрадов.

Можно опять понадеяться на «новые проекты», но это потеря нашего времени на бесполезное тасование крапленой колоды. Если не менять правила игры, это означает заведомо проигрывать шулерам.

В мирное время можно долго экспериментировать с избирательным правом и искать оптимальную политико-правовою модель, но у нас война на Востоке страны. И угроза распада государственности из-за некачественного правящего класса и клептократии элит скоро может стать реальностью.

Нужно искать решение вне представительной демократии. И такое решение есть – ответственное гражданство.

В своей статье «Почему в Украине надо вводить институт ответственного гражданства» я описала предполагаемую модель внедрения ответственного гражданства в Украине во время будущей Конституанты и подписания нового Общественного договора. Статья вызвала дискуссию в обществе, подтолкнула к обсуждению разных вариантов повышения качества избирателя.

Во время заседания "Πολιτεία.Club" мы обсудили несколько моделей введения ответственного гражданства. Сегодня Вашему вниманию предлагается некий реестр моделей.

1 Модель. SMARTVOTING (Богдана Бабич).

Шаг 1. Для Украины разрыв с постсоветским прошлым и переход в новое качество государственности возможно путем подписания нового Общественного договора. Речь идет о переосновании государства на новых принципах и во имя всеобщего блага. Именно граждане должны согласиться с новыми правилами общежития и основать государство.

Гражданин, подписывая договор, получает не только права и свободы, но, в рамках Республики, осознано берет на себя ответственность. Это сознательное решение и правовой акт.

По мнению Дениса Семенова, в Общественном договоре мы должны предусмотреть механизм его обновления. Запретить «точечные» изменения, но зафиксировать право и даже обязанность общества не реже, чем раз в 20 лет (может и меньше, этот срок предлагал Джефферсон в 18 веке) разрабатывать и принимать новый.

Также, Денис Семенов предлагает, чтобы законодательно была зафиксирована ответственность каждого (!) гражданина за нарушение принципов общественного договора – лишение статуса гражданина с возможностью восстановления через какой-то срок или без таковой.

Шаг 2. В тексте новой Конституции Украины необходимо предусмотреть положение о «гражданах» и «жителях» государства Украина.

Гражданами являются те, кто подписал Общественный договор и сдал экзамен на знание: а) украинского языка; б) истории Украины; в) основ конституционного строя. Это дает право гражданам голосовать, быть избранными и занимать должности в органах государственной службы и силовых структурах. Право создавать и быть членами политических партий имеют только граждане.

Жители Украины имеют все те же права, что и граждане, кроме избирательного права и возможности занимать государственные должности.

При этом жители Украины имеют право избирать в органы местного самоуправления (чиновниками местного уровня могут быть только граждане).

Экзамен на гражданство проводится раз в год. Количество попыток не ограничено.

Экзамен на приобретение гражданства организовывается по образцу Внешнего независимого оценивания для абитуриентов ВУЗов. Каждый житель Украины или иностранец, независимо от национальности, цвета кожи, сексуальной ориентации, вероисповедания, после подписания Общественного договора, имеет право получить гражданство Украины и избирательные права согласно новой процедуры.

Тесты разрабатываются Министерством образования при участии общественности и экспертов. Главным условием является возможность сдать тест среднестатистическим выпускником общеобразовательной школы.

Подготовка к сдаче тестов осуществляется путем массовой образовательной кампании (от бесплатных языковых курсов до онлайн-тренингов по знанию истории и конституционного строя) и просветительских программ.

2 Модель. Карточка избирателя (Ирина Белачева). Во время Конституанты предлагается ввести на уровне законодательных новаций экзамен-тест на знание основ конституционного строя Украины (основ нового Общественного договора). Человек, сдавший этот экзамен, вносится в реестр избирателей и получает «карточку избирателя», которая дает ему право голосовать и быть избранным.

По сути, эта модель не сильно отличается от моего предложения. Из трех тестов предлагается оставить только один (эту идею предлагал и Денис Семенов).

Как пишет Денис Семенов, «я против экзамена по языку, так как знание языка не говорит о потенциале человека быть гражданином. Мы должны ориентироваться на будущее, современный глобальный мир, где язык становится всеоперационным фактором. Наличие какой-то единой версии истории противоречит принципу недоминации. Я бы, наверное, лучше ввел экзамен на будущее Украины, но пока не знаю, как измерить и оценить результаты :-)»

Кроме того, в этой модели нет акцентирования на разделении на граждан и жителей. Просто вводится ограничение в части избирательных прав – квалификационный экзамен на понимание, что избираем и как это функционирует.

Иными словами, это больше тест на знание своих прав и обязанностей как граждан государства Украина.

3 Модель. Респонсизм. Концепция Респонсизма (от лат. responso — отвечать, эсперанто responsо — ответственный) была выдвинута группой активистов (среди них известный политтехнолог Сергей Гайдай) еще в 2010 году, когда стало понятно, что выбор между Януковичем и Тимошенко не принесет ничего хорошего Украине.

Тогда сообщество респонсистов предложило передать власть в руки ответственного класса, лишенного части гражданских прав. Остальные граждане образуют свободный класс, обладающий всей полнотой прав и свобод, за исключением права участвовать в управлении государством. Возможности перехода из класса в класс должны закрепляться за каждым гражданином страны и регулироваться законодательно.

Согласно респонсистам, «ответственный класс» — часть общества, наделенная правом избирать, быть избранной и служить в органах государственной власти. Эти права завоевываются в ходе прохождения свободными гражданами страны специальной процедуры отбора (обычно связанной с военной службой или ее разновидностью), длящейся несколько лет, целью которой является доказательство претендентом готовности пожертвовать своей жизнью ради страны. Представители ответственного класса ограничиваются в части гражданских прав и свобод (запрет на право владения средствами производства для действующих чиновников и членов их семей, отсутствие презумпции невиновности, более жесткое наказание за нарушение закона и т.д.) на все время пребывания в этом классе.

«Свободный класс» — все граждане страны по факту рождения или длительного проживания. Свободный класс обладает самым широким спектром гражданских прав и свобод при минимальном вмешательстве государства в его жизнь (право выбирать органы местного самоуправления и правопорядка, лояльное налогообложение, независимый выборный суд, максимальное право на защиту своей жизни и здоровья и т.д.) за одним исключением – представители свободного класса лишены права избирать, быть избранными в органы государственной власти и занимать должности государственных чиновников.

Переход из класса в класс является добровольным актом и возможен для всех граждан, достигших совершеннолетия. Процедура перехода закреплена законодательно. Таким образом, в обществе формируется система социального баланса, при которой каждый гражданин может сделать осознанный выбор — пользоваться всей полнотой прав и свобод, но не участвовать в государственном управлении или участвовать в управлении государством, но быть ограниченным в значительной части прав.

4 Модель. «Налоговый ценз» (Николай Садченко). Эта модель фактически является модифицированным имущественным цензом, который существовал в избирательном праве в XIX – нач. ХХ века. Со временем к идее налогового ценза на участие в политике пришли некоторые либертарианци.

Только люди, которые платят налоги, из которых формируется государственный бюджет, имеют избирательные права и могут претендовать на государственную власть, ибо они из своего кармана эту власть содержат.

Граждане, которые не платят по той или иной причине налоги, а, например, получают социальные пособия на протяжении длительного времени (от 5 лет) или исключительно госпенсию (сторонники «налогового ценза» считают солидарную пенсионную систему «злом» и требуют перехода на накопительную из которой платятся налоги) не участвуют в выборах и не имеют права претендовать на выборные должности или госслужбу.

Специфическое ограничение избирательного права для определенных групп граждан закреплено в Конституции Дании. Фактически, голосовать имеют право те, кто платит налоги. Так, статья 29 (1) Конституции Королевства Дания: «…закон устанавливает, в каких случаях уголовные наказания и социальное вспомоществование по бедности могут служить законным основанием для лишения избирательных прав».

В некоторых муниципалитетах в избирательные списки не вносят граждан, не уплативших вовремя местные налоги, а также получающих пособия для неимущих.

5 Модель. «Служба гарантирует гражданство». Модель описана Робертом Энсоном Хайнлайном в романе «Starship Troopers / Звездный десант» (1959 г.).

Хайнлайн рассматривает социальную ответственность как готовность отдать свою жизнь за защищаемое сообщество / социум.

Сегодня, когда демократия сама по себе исчерпывает свой потенциал для роста цивилизации, политические права за которые боролись и платили кровью, превратились в нечто само собой разумеющееся, и, потерявшее свою ценность. Но политические права — это не просто возможность поставить крестик в бюллетене для голосования, это ответственность, подтвержденная делом.

Поэтому избирательное право должно быть только у прошедших добровольную службу, причем необязательно в армии (например, волонтерскую или альтернативную).

Многие сторонники модели связывают эту идею с проектом создания разветвленной системы подготовки резервистов, возврате к всеобщей воинской повинности и формировании подразделений территориальной обороны (кроме контрактных ВСУ).

После прохождения службы в территориальной обороне, добровольческих батальонах или ВСУ (1 год) гражданам предоставляются избирательные права и возможность занимать государственные посты.

Следует отметить, что в том или другом варианте эта модель работает в качестве бонуса для комбатантов вооруженных сил Франции (Иностранный легион), России, США и теоретически даже в Украине (упрощенное право на гражданство для участников боевых действий в зоне АТО).

В Израиле действует закон о предоставлении израильского гражданства лицам, прослужившим в Армии обороны Израиля 18 месяцев, даже если они не являются евреями по Галахе и Закону о возвращении. Закон касается также солдат, освобожденных от воинской службы до завершения полуторагодовалого срока по причине болезни или ранения, которые случились во время службы в ЦАХАЛе.

6 Модель. Выкуп голоса или плата за участие в выборах. Эта модель также предполагает подварианты.

В обоих подвариантах этой модели мы, таким образом, создаем фильтр, который приводит к уменьшению политической коррупции избирателей. В одном случае – люди, не дорожащие своим голосом, просто меняют его на субсидию (законно); во втором – человек подумает, хочет ли он голосовать, если за это нужно еще и заплатить. Естественно, можно раздать деньги избирателям и послать их голосовать за нужного кандидата / партию, но цена вопроса возрастет в разы. Олигархам станет невыгодно.

7 Модель. Интегративная. Эта модель родилась как итоговый документ обсуждения идеи ответственного гражданства во время заседания «Полития.сlub» и представляет собой продукт коллективного творчества.

Главным условием будущей Конституанты (переоснования государства) закладывается подписание нового Общественного договора самими гражданами. Перед этим они должны понимать, что они подписывают и какие права / обязанности принимают.

Как считает Тарас Бебешко, ответственное гражданство должно основываться на личном осознании (cognitio) и волеизъявлении каждого (не всех!). «Полития зарождается с осознания (cognitio) – одного; реализуется сознательной (cogito) волей – нескольких, чтобы стать приобретением каждого (sum)…»

Второй шаг – экзамен (тест) на знание основ конституционного строя. Это касается все желающих стать гражданами нового государства Украина и получение права избирать власть.

В части права быть избранным и претендовать на государственные посты предлагается на первом этапе (5 лет) ввести обязательный ценз: а) служба (1 год в армии / волонтерская служба на благо общества) или б) налог (сумма пока не определена). Через пять лет право на госслужбу и быть избранным должно предоставляться исключительно после службы.

Не желающие сдавать экзамен становятся жителями Украины с сохранением гражданских прав и обязанностей за исключением права избирать и быть избранным, а также права на госслужбу и службу в правоохранительных органах и армии (они не призываются в ВСУ и территориальную оборону).

В отношении граждан Украины, а также жителей действует презумпция невиновности; в отношении граждан, желающих быть избранными или госслужащими – презумпция виновности (они должны доказывать свою невиновность).

Реализация

Как эту «фантастику» воплотить в жизнь? Не так сложно, как кажется на первый взгляд. Именно сейчас в Украине то самое время и то самое место, где подобные изменения могут состояться.

Вот, например, народный депутат от «Народного фронта» Александр Кирш поддержал нашу идею ответственного гражданства. Он или коллеги вполне могут внести соответственный законопроект (даже, при удачном стечении обстоятельств, собрав 300 голосов) и провести через парламент. Почему бы и нет?

Однако, большинство участников дискуссии считают, что нынешняя политическая система доживает свои последние дни и ситуация вынесена на гребень волны нового революционного Субъекта.

Полностью можно согласиться с мнением Тараса Бебешко о том, что введение «ответственного гражданства» de facto образует другую «параллельную» субъектность. Именно из этого нужно исходить. Эта субъектность не является (пока) полностью легитимной по отношению к действующей. Так что вопрос №2 – легитимизация…"

Будет ли это силовым сценарием или мирной революцией, покажет время. Ясно одно: новый субъект должен предложить качественно новые правила и новую модель развития страны.

Ответственное гражданство может стать основой идеи, способной изменить страну. В нем есть потенциал для ускоренного развития инновационных моделей управления, институтов непосредственного гражданского участия в управленческом процессе, которые формируют институты Республики.

Например, можно говорить о внедрении права на отзыв депутатов (предложение нардепа Александра Кирша), общественный контроль над чиновниками и пр. на основании блокчейна и электронного договора (разработка Центра развития инноваций КМА).

Та же подпись под новым Общественным договором может быть электронной, да и сами выборы нужно проводить в виде электронного голосования. Все технические условия для этого уже есть.

Очевидно, что ускорится процесс отмирания ненужных функций государства и переход к концепции государства-платформы. Что-то будет делегировано гражданскому обществу или частным экономическим агентам (потому как они более эффективны), что-то уйдет в электронные девайсы и сервисы. Кандидаты на некоторые должности могут определятся через меритократические программы и избираться жребием среди равнокомпетентных.

По мнению Дениса Семенова, "зачем нам ответственный гражданин, над которым нависает административно-бюрократическая машина представительной демократии? Нам нужна такая система, где ответственные граждане смогут иметь реальное влияние на принятие решений относительно общего блага. В обществе элиты уже не должны иметь индульгенцию на подковерные договорняки".

Общественный договор и ответственное гражданство формирует устойчивый новый гражданский консенсус.

Фактически мы можем разорвать порочных круг народных бунтов и войти в период участия граждан в соуправлении государством. Таким образом, республиканская модель становится переходом к установлению синархических условий прорастания Ладу (по Тарасу Бебешко).

Ответственное гражданство создает условия для воспитания нового поколения украинцев, которые не связаны совковым менталитетом.

Временной лаг для этих изменений у нас год–полтора. Потом Украина войдет в логику коллапса, из которого вряд ли выйдет целостным государством.

Мы изменимся или нас поглотят более адаптивные и сильные.

P.S. Если я забыла и не учла чью-то идею — прошу сообщить. Материал будет дорабатываться и впоследствии я его опубликую.

Подискутировать и предложить свое видение можно у меня на странице по принципу "критикуешь – предлагай с аргументацией свой вариант". Троллей буду нещадно банить)

https://www.facebook.com/Bogdana.Babych

https://www.facebook.com/bodana.babych