В Украине станет жить и лучше и безопаснее тогда, когда люди перестанут спрашивать «почему такие высокие тарифы?», а начнут спрашивать «на что потрачены бюджетные средства?».

Анализ бюджетов украинских городов показывает, что большая их часть, а это миллиарды гривен, расходуются не рационально. В первую очередь бросаются в глаза траты, связанные не с жизненно необходимыми потребностями горожан. С чем это связано можно гадать долго. Возможно с коррупцией, глупостью, или отсутствием правильно выставленных приоритетов, из-за дилетантов у власти, боязливых чиновников или отсутствием у них плодотворных идей, умноженным на пассивность граждан? Исчерпывающий ответ на этот вопрос появится не скоро, но ситуацию можно и нужно изменить уже сегодня.

Не смотря на существенное увеличение профицита бюджетов, расходуются они всё так же, как и двадцать пять лет назад. и никак не отражается на росте жизненно важных городских инвестицией.

Профицит сводного бюджета городов в 2015 году, составил 28.3 млрд. грн. Еще больший профицит ожидается в 2016 году. Например, профицит бюджета г. Днепра в 2015 году составил 200 млн. грн., а в начале 2016 года прогнозировался в размере 922 млн. грн. Есть ли возможность потратить эти деньги эффективно, влияет ли на этот процесс рядовой житель города? Очевидно, это возможно, если полно и объективно учитывать мнение горожан, которое пока на решение властей влияния практически не оказывает.

Коронный номер украинских чиновников при выборе варианта, на что потратить деньги, традиционен, не меняется во времени и не зависит от потребностей населения или условий жизни в Украине. Это дороги, детские площадки, реконструкция зданий, лифтовое хозяйства, парки, клумбы и т.п. Эти проекты были горячо любимыми и старой властью, любимые и новой. Конечно, ведь с помощью дорог, детских площадок, лифтов, легко показать горожанам: «мы — то мол, работаем на вас!». Злые языки поговаривают, что найдены самые простые и надежные способы «пилить» бюджет, менять их не целесообразно, и никто не собирается. Так это или не совсем так пускай решает НАБУ, Прокуратура, СБУ, МВД и другие компетентные органы. А мы напомним нашим чиновникам, что украинцы народ не только гордый и честный, но и не глупый, а с некоторых пор желает видеть больше, чем покраска скамеек и новые урны, меняющиеся каждый год в центре города. Нам очевидно, что при выборе между десятью километрами «европейской» дороги или безопасностью граждан – выбирается первое, как наиболее удобный во всех отношениях для власти вариант. Нельзя сказать, что дороги нам не нужны, или клумбы, или скамейки для метрополитена, в конце концов. Только в том случае если одна скамейка не стоит 70 тыс. грн., как в г. Харькове или две клумбы за 4 млн. грн. в г. Днепродзержинске. Ну, разве что за такую цену они обладают как минимум целебными свойствами.

При этом отказываться от планов по благоустройству населенных пунктов никто не требует и даже не предлагает. Достаточно не тратить на это абсолютно все бюджетные средства. Просто, ну совсем небольшую их часть нужно направить на обеспечение выполнения ст. 3 Конституции Украины — законного права украинцев на безопасность. Жизнь, здоровье, неприкосновенность и безопасность в Украине наивысшая социальная ценность и основное право гражданина, а государство отвечает перед каждым человеком за обеспечение его гражданской защиты. Способ реализации этого основного обязательства власти, регламентирован статьями 19, 30, 31, 93 Кодекса гражданской защиты Украины.

Ни для кого не секрет, что Украина находиться в зоне интереса пророссийских террористов, которые совершали и планируют совершать террористические акты, мишенью которых были и будем мы с вами. Страна фактически находиться в военном положении, под угрозой уже открытой войны с РФ. В этих условиях Министерство обороны и Генеральный штаб вооруженных сил Украины прорабатывает стратегию и тактику, в основе которых заложен принцип максимально возможного сохранения жизни наших воинов. А вот о сохранении жизни и здоровья гражданского населения, похоже, никто особо и не заботиться. Это подтверждается сухой, трагической статистикой. В течение войны с российскими «гостями», «отпускниками» и террористами ЛНР/ДНР погибло около 2600 наших воинов и более 2000 мирных жителей.

Мрачным примером служит трагедия, связанная с обстрелом террористами жилых кварталов Левобережного района города Мариуполя 24 января 2015 года. В этот день погиб 31 человек, а ранения, в том числе и тяжелые, получили 117 граждан. Как показывает мировой опыт, жизнь и здоровье как минимум двух третей этих жертв обстрела могла бы спасти эффективная система оповещения населения.

Реакция властей на эту проблему, мягко говоря, замедленная. По имеющимся данным в Украине планируют приступить к созданию эффективной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях только начиная с 2018 года. А растянется этот процесс на целых четыре года – до 2022. Вдумайтесь — основное средство гражданской защиты – автоматизированную систему централизованного информирования и оповещения населения начнут создавать только на шестой год войны. Готовы ли мы все это время опять и опять платить страшную цену, которая может исчисляться десятками и даже сотнями тысяч человеческих жизней?

Программно-технические средства для таких систем, разработаны, и производятся украинскими предприятиями и готовы на 100% для того, чтобы в течение нескольких минут оповестить необходимую группу населения об угрозе обстрела, аварии на предприятии, террористическом акте, природном катаклизме или любом другом чрезвычайном событии. При этом люди получат исчерпывающую информацию о действиях в создавшейся ситуации с возможностью оперативной передачи соответствующим службам заявки на оказание экстренной помощи. Такие системы есть, они отработаны и были готовы к применению еще несколько лет назад, но, к сожалению, практически не используются в Украине. В качестве исключения, по инициативе отдельных сознательных руководителей местной власти пусковые комплексы таких систем внедрены в Сумской, Ровенской, Черкасской областях, а также в городах Мариуполе, Бердянске, пгт. Сартана.

У этой сложной, прежде всего, организационной проблемы есть простое решение. Для начала давайте обратим внимание на планируемое распределение бюджетов на примере некоторых городов Украины и попробуем помочь нашим чиновникам найти средства для оборудования населенных пунктов современными средствами оперативного гарантированного информирования и оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Это всего несколько примеров, но будьте уверены, что в каждом населенном пункте Украины ситуация точно такая же. Если вы не увидели в списке вашего родного города – добавляйте в комментариях примеры подобных проектов вашего города.




Верховна Рада Украины:

Финансирование проведения торжеств – более 1 млн. грн.

Альтерантива: построить систему оповещения в 3 городах, таких как Авдеевка, Марьинка, Волноваха.

Запланированные властями Киева бюджетные расходы:

Велосипедная дорожка Троещена – Европейская площадь (12 км.) – 41 млн. грн.

Ремонт детского сада на Печерке — 11 млн. грн.

Покупка транспорта — 2,8 млрд. грн.

Альтерантива: потратить 0,25% стоимости этих проектов для построения эффективной системы оповещения всего города.

Запланированные властями Днепра бюджетные расходы:

Благоустройство 5 км. набережной – около 60 млн. грн.

Два общественных туалета в парке им. Шевченко – по 6 млн. грн.

Реконструкция восточной части парка им. Чкалова – 43 млн. грн.


Альтерантива: потратить 4% этих средств для построения эффективной системы оповещения всего города.

Запланированные властями Харькова бюджетные расходы:

Реконструкция сада им. Шевченко — 33 млн. грн.

Увеличить на 30 млн. гривен бюджет строительства ст. метро «Победа»


Альтерантива: потратить 6% этих средств для построения эффективной системы оповещения всего города.

Запланированные властями Каменского (Днепродзержинска) бюджетные расходы:

Разбивка двух клумб — 4 млн. грн.

Альтернатива: вместо одной клумбы создать эффективную систему оповещения всего города и обеспечить финансирование её бесперебойной работы на протяжении как минимум 10-и лет.


Принимать решения, как тратить деньги украинцев могут и должны сами украинцы. Власти, скромно умалчивают о такой возможности и делают всё, чтобы гражданам такой выбор не предоставлять. Так уж созданы чиновники, что не могут полноценно работать, не получая соответствующие сигналы и сверху, снизу, сбоку и изнутри о том, что нужно работать не по схемам и не по популярным рецептам из книги «как правильно потратить бюджет» авторства Азарова & Kо, а принимать необходимые людям ответственные решения.

По имеющейся информации в Украине чтобы построить созданную на базе передовых информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе облачных, систему информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях военного, террористического, социального, природного и техногенного характера достаточно 950 млн. грн. Как видим, такие деньги в местных бюджетах есть.

Давайте сделаем свой выбор приоритетного использования наших бюджетных средств и обяжем чиновников его реализовать. А для начала необходимо, чтобы каждый, кто прочитал эту статью, сделал небольшое усилие и подписал петицию Президенту Украины.