В последнее время из-за скандала между министром Инфраструктуры Омеляном и Начальником Укрзализныци Бальчуном сложилось впечатление, что кроме этого предприятия МИ больше ничем не занимается.
Собственно, первый мой вопрос на встрече с Владимиром Омеляном, министром МИ, был именно об этом. Если Омелян критикует Бальчуна за отсутствие именно реформ, то какие реформы мы видим в остальных предприятиях и подразделениях министерства?

Вопреки моему ожиданию министр начал бойко перечислять реформы, но поскольку первую половину встречи я был без ручки, то запомнил я немного — Администрацию портов, где таки назначили с его слов правильное руководство в обход продвигаемых со стороны олигархов, и там сейчас реформы идут полным ходом — опять же я запомнил только упрощения документооборота, отмену до 60% документов при оформлении, и ускорение его до часов вместо нескольких суток. Далее (вот, вспомнил) — впервые в Украине начата разработка государственной транспортной стратегии, изменен подход к дорожному строительству, но об этом — ниже.

Вообще по моему опыту если человек так стремительно рубит цифры из головы, то он или врет, или таки разбирается в теме, а поскольку при повторениях цифры назывались такими же, то скорее второе. Помимо этого Омелян, кажется, готов мгновенно ответить на любой профильный вопрос и произвел впечатление специалиста как раз европейского уровня.


Поскольку конфликт с Бальчуном беспокоит всех, перескажу с позиции Омеляна.
Он не скрывает, что сразу был против назначения этой кандидатуры.
По его данным, Бальчун был неплохим менеджером, но в какой-то момент он решил, что его судьба — это музыка и ушел с предыдущей работы в момент. Бросив компанию за три месяца до выхода на IPO, которое он готовил. Кто в курсе — тот понимает, что это такое. Кто нет — это безответственность высшей меры и возможный урон от десятков тысяч до миллионов долларов. Когда Бальчун первый раз появился здесь, Омелян его спросил — зачем ты тут? Заработать денег для группы — ответил тот. Ни одного структурного изменения, только повышение тарифов и еще большее проникновение ФПГ (ОФГ) в структуру УЗ. Уже после встречи я начал изучать материалы в нете на эту тему и обнаружил, что Бальчун с группой дает кучу концертов и в стране за прошлый год он был чуть больше половины дней. Тем временем объемы коррупции в УЗ называются такие, что хочется уже не сажать, а расстреливать. И Прозорро не помогает — если в тендере участвуют только две компании от одного хозяина, только одна предлагает поставку с 300% накруткой, а вторая — всего 250%. Или если УЗ заказывает ненужные детали, которые производит только одна компания. А еще перепродажа на сторону аренды вагонов для своих, игры с закупкой и использованием дизеля, списание не сесуществующие ремонты, да что говорить — если Бальчун отчитывается о 7 тыс. ремонтов локомотивов, которых у него всего 4 тыс, а на ходу — 1,5 тыс. Впрочем недавно было исследование как в УЗ воруют на всех уровнях — вплоть до последнего ремонтника и машиниста, так что о каких реформах можно говорить...


Обычно считается так — или ты платишь сотруднику мало и он ворует, или много и он работает честно. Походу к обычным видам коррупции в Украине добавилась еще одна — ты платишь много, а сотрудник забивает на работу, дает зеленый свет воровству и все вокруг довольны и рассказывают вам, какой он специалист и молодец. А Бальчун получает 460 килогривень в месяц (по другим данным от $800 тыс. до $1 млн в год) — достойная зарплата для руководителя УЗ, но надо же ее и отрабатывать! А так получается какой-то job hunting, кто в курсе...

Конечно, хотелось бы еще выслушать сторону Бальчуна, но он как-то не торопится пригласить блогеров для этого.

Остается добавить, что министр надеется на то, что Премьеру удастся разобраться в этой ситуации, необходимые для этого материалы он передал. Кстати, решение о передаче УЗ еще не подписано, так что шансы есть.

Далее краткий обзор по вопросам, которые вы задавали.

Маршрутки — это на уровне местных властей пока. Вообще, грустно, что у нас народ не знает, по каким вопросам к кому надо обращаться, кто за что отвечает. 2/3 вопросов, которые мне написали для задать министру — явно не к нему. Нельзя так, а то будет как у россиян, когда во всех бедах виноват Обама — и смех и грех.

Лоукостеры. Основная проблема — отсутствие нас в программе «Открытое небо». Для этого мы выполнили уже все условия, но европейцы не торопятся выполнять свои обещания. Министр сказал, что за последний месяц он побывал с этим вопросом во многих представительствах управления ЕС, там чиновники уже вместо «Хай» сразу начинают извиняться и объяснять, что вот еще чуть. Ничего не напоминает, а? Тем не менее, большой европейский лоукостер должен зайти в этом году, начиная со Львова. Название его министр не назвал, сославшись на конфиденциальность, но в нете не сложно найти, что это известная компания на букву R :) Посему не Киев? Потому что перевозчик крупный, в Киеве его интересует целый терминал, у нас для этого сейчас парочка как раз простаивает, но в а/п Борисполь продолжаются игры с назначением руководства, а пока там не появится директор, вести переговоры иностранцы отказываются. Внутренний рынок перевозок растет, открыто 5 региональных аэропортов, увеличивается количество авиакомпаний, поток пассажиров — 13 млн, больше было только при Евро2012 — 14,5 млн, но это с Симферополем и Донецком.

Дороги. Реформа дорог оценивается министром как довольно успешная. После децентрализации бюджетов появилось не пять подрядчиков на всю страну, а намного больше. Кроме этого введена обязательная проверка инженером, сертифицированным FIDIC (Международная федерация инженеров-консультантов), на каждом этапе строительства. Если инженер не принимает работу на любом этапе — оплата не производится, компания обязана переделать работу, а заказчик — государство имеет право сменить подрядчика. Подкупать инженера нет смысла — как только это всплывет, т.е. «поплывет» дорога, как он лишится сертификата навсегда, а получить его не просто и платят таким специалистам очень неплохо. Что, в общем, дает надежду, что дорожное строительство, пик которого обещают на 2018-й год, не обернется пшиком, а даст стране развитую инфраструктуру дорог. В ближайшее время планируется масштабное восстановление дорог:
Одесса-Рени,
Мариуполь-Запорожье,
Мариуполь-Одесса,
Одесса-Киев,
Львов-Винница-Одесса,
Киев-Чоп
и прочих — всего около 15.
Также запланировано восстановление дорог в зоне АТО.

Отдельно спросил министра про ситуацию с перегруженными фурами и их движению по не предназначенным для них дорогам, в результате чего даже качественны дороги мигом приходят в негодность, что мы узнали в ходе экспедиции Большая Прогулка и там же получили этому подтверждение — когда обнаружили разбитую в ноль дорогу, рассчитанную на танки.



Омельян рассказал, как они боролись с этим, как не давали работать передвижным измерительным комплексам — местные власти, ГАИ, бандиты (знаю по своим источникам, что дело доходило до применения оружия), как их разбивали сами водители фур. Закон про ГВК (габаритно-весовые комплексы) депутаты отказались ставить на повестку — у них самих транспортные компании. С помощью активистов ездили по дорогам, где фуры идут в объезд и объясняли людям, что у них не будет дороги, да и дома от такой вибрации могут пострадать, теперь сами местные не пускают фуры, по-крайней мере массово. В итоге удалось сбросить перегруз где-то до 60 тонн (при норме на фуру 22,5 тонны), что явно лучше 120-150 тонн до которых доходило. Строить дороги, которые будут выдерживать такой вес, экономически невыгодно. В ближайшее время заработают автоматические весовые комплексы, встроенные в дороги, которые будут передавать информацию сразу на пульт, после чего фура с перевесом будет остановлена, оштрафована и никуда не поедет, пока ее не разгрузят до приемлемого уровня. Будем посмотреть...

Еще планируется реформа межобластных перевозок. В данный момент регулирование осуществляется выдачей лицензий на маршрут, что порождает коррупцию. Планируется отмена лицензий, допуск всех для конкуренции, у кого машины соответствует требованиям для пассажирского транспорта. Они будут курсировать только между утвержденными для маршрута остановками. А пользователи смогут выбирать — комфортабельный автобус, или пожилой микроавтобус с шансоном и русскими фильмами. Конкуренция делает чудеса с ценами и качеством.

Помимо прочего, Владимир Омельян — большой поклонник электротранспорта и сторонник предоставления преференций в его пользу, а также развития соответствующей инфраструктуры. Помимо этого он мечтает привести в страну если не Илона Маска, то хотя-бы одного из ведущих производителей электрокаров, а так же аккумуляторов.

На этом все.

Думаю, моё мнение по спорному вопросу понятно, а вы должны составить своё, не позволяйте чужому мнению влиять на вас, даже моему.

До новых встреч!