Поэтому те, кого самолетики не интересуют спойлер не открывают. Те, кого интересуют только самолёты — мотают в конец поста к спойлеру.
Фанаты и те, кто читает этот пост не в ЖЖ, где нет спойлеров — читают всё!
Когда мы приехали, а еще, кажется, не было и девяти утра.
На поле для зрителей перед фудзоной было пусто (начало ожидалось в 11 часов).
Фудкортисты (!) расстроенными голосами переговаривались друг с другом и практически умоляли каждого проходящего что-то купить. Нельзя было поверить, что через несколько часов у них сметут всё.
Автобусы стали подвозить первых посетителей.
Заработала детская зона, с детьми занимались аниматоры, коих было очень немало.
Игра в мяч одеялом
Игра в мяч без одеяла
Ну а мы пошли смотреть готовые к вылету самолёты и не только.
Без сомнения, звезда сегодняшнего дня, впрочем иного я и не ожидал.
Один из немногих самолетов в мире, специально сконструированных для спортивного пилотирования.
Кабина пилота
Вид сзади.
Игра «найди фотографа».
Знаменитый Як-52
Вот этот несколько неожиданно раскрашенный биплан, к своему стыду я не опознал. Уверен, вы подскажете.
А вот это — крайне интересная машина. Это автожир. Его часто называют смесью самолета и вертолета, хотя он был придуман раньше последнего. На самом деле, его верхний винт — пассивный, он находится под углом и разгоняется набегающим потоком воздуха. Тягу вперед обеспечивает толкающий или тянущий винт. После того, как верхний винт раскручивается, он приобретает свойства крыла. Причем в зависимости от маневров машины, верхний винт крутится с разной скоростью, что влияет на его несущие свойства, поэтому поведение машины в воздух очень интересное. А еще он намного дешевле и экономичнее вертолета, но почти не требует полосы для взлета и посадки. И куда как безопаснее. Сам я в живую в полете автожир никогда не видел, интересно.
Возвращаемся к людям.
Посетители переживают.
Краем уха подслушал — отдельный сервис для людей с ограниченными физическими возможностями — или с повышенными потребностями — как там нынче считается правильным? Специальные автобусы, удобства, ну а по территории передвигаться, думаю, им было уж точно не сложнее, чем по городу. Главное, что организаторы из #командарезниченко это всё постарались предусмотреть.
Хит сезона — какое-то печенье на шампурах.
Дети с удовольствием прыгают на батутах, а что? — как ни крути, а небольшой полет :)
Ну и куда без сладкой ваты? :)
Народ всё прибывает. Столиков на всех, увы не хватило, но многие сидят просто на расстеленных полотенцах или подстилках.
Очень много детей.
Многие в вышиванках, в национальной символике, всё-таки День Независимости!
Выступление первой на сегодня группы — очень динамичное, многие танцуют, вслед за солистом, который, кажется, и секунды не может постоять на месте.
Но что это? Патрульная полиция наловила маленьких мальчиков маленьких, в трусиках, в футболке, и, как обычно собираются прибить к доске объявлений? И девочку тоже? А, это злостные нарушители с 2.5 промилле в крови и у них вымогают взятки? А родители сзади стоят и боятся подойти к карателям?
Присмотрелся — фух! нет, всё нормально — полицейские в игровой форме объясняют детям ПДД и знаки дорожного движения.
А кто-то собрался очень основательно!
А мне летааааать! А мне летааааать! А мне летааааать... охота!
Между тем, людей уже столько, что даже просто пройти становится тяжело.
Вместо ожидаемых 10-15 тысяч пришло минимум 25. Тут должно быть фото с квадрокоптера, но мне его пока не передали.
А мы переходим снова к самолетам — теперь уже в небе.
L-410 взлетает и везет в небо парашютистов.
В прошлом году был рекорд прыжка в флагом Украины, в этом году рекорд хотят побить — флаг будет еще больше.
Думаю, вы представляете себе, насколько это сложно — не дай бог что, флаг обмотается вокруг спортсмена и может быть большая беда.
Первая четверка показала реальные чудеса — при достаточно сильном ветре ребята садились как на диван — одним движением, перед этим чуть ли не кувыркнувшись в воздухе.
Вот он парит в высоте и вот — стремительное снижение, разворот, когда спортсмен оказывается выше парашюта, выход из маневра — и вот он уже с невероятной грацией ставит ноги на землю и тушит купол не сходя с места. Фантастика!
Если вы думаете. это этот кадр снят снизу вверх — вы ошибаетесь. Парашютист был передо мной в поле и снимал я уже почти параллельно земле.
А вот посадка с большим флагом.
У спортсмена пять тысяч прыжков.
Дальше — фотографии пилотажа — прячу в спойлер, так как их много и то я с трудом отобрал лучшие.
Взлетает автожир.По ощущениям с торца полосы, его разбег метров десять. Вот он еще стоит, а вот — раз! — и он уже летит! Потрясающая машинка.
Тем временем флаг занял своё место на флагштоке и очень красиво развевается.
Взлетает первый пилотажный самолет.
Пошел Як-52
Ну и фантастический взлет «сушки».
Энеговооруженность самолета такова, что он может зависнуть в воздухе винтом вверх — как вертолёт.
Алексей, пилот Су-31 вытворяет совершенно сногсшибательные фигуры, недоступные обычному самолету.
Тот редкий случай, когда лучше смотреть видео (а еще лучше — в живую), но благодаря пускаемому дыму можете представить, что он творит.
Плоский штопор — опаснейшая фигура. Самолет падает «пузом» вниз, потоки ветра не обтекают плоскости, и органы управления практически не работают. У реактивных, в добавок, возникает так называемый помпаж двигателей — когда им не хватает воздуха и они останавливаются, и запустить их в штопоре невозможно. Для обычного самолета — это фактически сто процентная гибель. Для понимания пилотов не столько учат выходить из него, столько распознавать первые признаки и не попадать в него. Но и в случае с пилотажным самолетом, чтобы так мастерски ввести его в плоский штопор и вывести его оттуда, надо владеть им на 110%.
Пролет «вверх ногами»
Проход на «бреющем». Это не так просто, как вы думаете. Во-первых при быстром пролёте земля оказывается не такая уж и ровная. Во-вторых потоки воздуха от самолета отражаются от земли и бьют по снова по корпусу и крыльям, раскачивая аппарат. А одно неловкое движение и...
А так Алексей «кланяется» зрителям — стоя на месте отрывает заднее колесо от земли. При всей кажущейся простоте такой трюк требует филиграннейшего владения машиной — чуть ошибешься и самолет может легко скапотировать — упереться винтом в землю.
А вот взлетает L-29 «Дельфин» — реактивный учебно-тренировочный самолет производства Чехословакии.
Проход над полосой. Мне удалось договориться снимать с торца полосы и временами казалось, что самолеты летят прямо на меня.
Чем не флаг Украины? :)
Заход на посадку.
Тройной взлет турбовинтовых самолетов.
Пилотируют их курсанты. Ребята очень старались, и пусть не всё выходило идеально, я считаю — молодцы!
Тройной проход.
И вот мы ждем тройной взлет Дельфинов. Но это это? Маленький красный самолётик смело покатил вслед ними!
Дельфины пошли....
... и ушли.
Пилотирование в тройке.
Дельфин — самолет реактивный и быстрый. Он проносится над зрителями, выполняет над полем фигуру и уносится на разворот. Несколько минут зрители скучают. Но организаторы придумали отличную вещь — как только Дельфины уносились вдаль, как из-за облака выныривал сидевший на нем Алексей со своим Су-31 и развлекал зрителей до возвращения Дельфинов и снова запрыгивал на своё облако. Отличная синхронизация.
Когда рядом с тобой стоят 25 тысяч человек, ты с закрытыми глазами можешь определить, где они — мощный несмолкающий гул чувствуется телом. Поэтому, когда обрывается звук двигателя самолета, по толпе пролетает общий вздох и на полсекунды становится так тихо, что слышно птиц, то по спине волей-не волей проскакивает озноб. Хоть ты и точно знаешь, что это пилот снова демонстрирует зрителям плоский штопор.
И выход из него.
Дельфины выполняют «цветок» — когда три самолета, летящие вверх расходятся в разные стороны.
А еще они рисовали нам сердце и третий рисовал стрелу, его пронзающую, только вот я был очень близко и не смог снять.
А вот проход вчетвером. Не просто синхронизировать реактивные машины и легкий винтовой пилотажник, но они шли как привязанные.
Но это еще не всё! На следующем проходе Алексей стал крутить круги вокруг Дельфинов!
Еще один проход над полосой. Внизу идут полицейские, которые выгоняли всех с торца полосы и оно правильно.
Проход Дельфинов.
Посадка. Я ломлюсь успеть сфотографировать пилота.
Вышло фото из серии «показалось».
Сгоревший, как никогда за последние пять лет я ушел к нашим выпить бокал пива.
И в это время Дельфины начали рисовать небо разноцветными дымами.
Точнее — голубым и желтым.
Жаль, ветер чуть упал и не разворачивал флаг.
А потом в небо полетели сотни шариков! Ура! Всех с Днем Независимости!
На сцене пели девчонки из группы Selfy, а потом еще должна была выступать группа Скрябин, но сил уже не было и мы поехали в сторону поезда на Киев.
Еще раз огромное спасибо организаторам, праздник удался.
Я понимаю, что у многих могут возникнуть претензии, что были проблемы с логистикой и очереди к еде.
Но я вам так скажу — нельзя научится ничего не делая.
Можно многое объяснить тем, что пришло больше людей, что дорого на этот аэродром (а он самый подходящий) не рассчитана на такой поток, да и сам аэродром на авиашоу, что фудкортисты не были готовы к такому потоку и многим другим, но это не ваши проблемы.
Я могу только по секрету сказать, что уже на следующее утро #командарезниченко начала разбор ошибок и обсуждение, как их избежать в будущем.
И я уверен, что если вы больше видеть положительное, то шоу будет расти и улучшаться год от года.
А ведь положительного там было просто огромное море.
Поэтому хвалите организаторов за то, что они сделали, ведь было круто!
До новых встреч!
Андрей Скатерной
топ-автор
Днепр-авиафест 2017 — самолёты, люди, самолёты
27 серпня 2017 11:54