Это, наверное, была самая неоднозначная встреча из всех, где мне приходилось бывать за последнее время. Еще бы — сам НГШ, великий и ужасный, на которого вешают все, что относится к армии и ее проблемам, причем как реальным, так и придуманным. Впрочем, а на кого еще вешать, если армия структура закрытая, а с инфополитикой у них не лучше, чем у других министерств? Вот народ и знает что Муженко да Полторака.
Когда-то, еще когда я работал в большой корпорации, я запомнил, что для того, чтобы при разборе конфликта принять принять правильное решение, сделать верный вывод, всегда надо выслушивать все стороны этого самого конфликта.Поэтому, не смотря на то, что я о Викторе Николаевиче Муженко не раз писал много «ласковых» слов, я настроил себя на нейтральній лад и приготовился, собссно, слушать вторую сторону, раз достался такой шанс.
К сожалению, нас просили ничего из услышанного не озвучивать и не указывать источник, поэтому на этом все я постараюсь рассказывать максимально размыто, а вам придется мне доверять, или не доверять. Кстати, к большому разочарованию блогеров, кабинет НГШ настолько секретный, что все мобилки пришлось оставить за дверью, поэтому многие блогеры стали немы, глухи и плохопомнящими, а у меня, по старой памяти, была с собой захалявна книжечка, что вызвало просто таки щенячий восторг остальной компании.
НГШ показал краткую презентацию на тему что было в 2014, что есть в 2016, чего не хватает и что планируется.
Масштабы пиздеца 2014 поражают не менее, чем то, сколько всего сделано МО, ВСУ и страной в целом, и сколько еще предстоит.
Я не хочу описывать, сколько сделано, ибо все и так знают, с чем сравнивать — с 5(6) тыс. боеготовых войск на февраль 2014, т.е. де-факто с нулем. Муженко уточнил, что и это еще теория, реально надо делить на два, а потом еще на два, впрочем что там уже делить тот ноль...
Я сейчас укажу некоторые цифры о современной армии, они уже не секретные.
275 тыс. — общая численность ВСУ, но не все они военные. Численность больше «узаконенной» 250 за счет мобилизационных и демобилизационных процедур, это законно, да и правильно — в какой-то момент в армии числятся и те, кто уже мобилизовался и те, кто еще не успел демобилизоваться.
10,5 тыс — кол-во дезертиров, они выведены за штат и их активно ловят и судят.
3,5 тыс — в декрете, дай им бог здоровья и родить настоящих козаков.
9 тыс — остались в Крыму, уволены и заведены уголовные дела.
Всего ГенШтаб видит несколько вероятных направлений удара. Это Крым с Мариуполем, Восток, север страны и т.д.
Численности войск нам хватает прикрыть лишь часть направлений.
Это не значит, что на остальных никого нет, степь, луна и ковыль — нет. Это означает недостаточную численность стационарно расположенных войск и техники. Впрочем ни одна страна не будет держать армию, что бы прикрыть все направления — вопрос решает быстрым маневром (ну или вступлением в НАТО и быстрым маневром), а что для него надо? Точно — инфраструктура. Несмотря на то, что соответствующее министерство достаточно активно сотрудничает с МО и ГШ в этом направлении, но слишком много проебано с советских времен, когда все кричали, что воевать нам уже не с кем и зачем нам вся эта военная мишура. Не хватает линий ж/д, станций, разгрузочных платформ, диспетчерская система не знает понятия «литерный поезд». Да что там говорить, если еще недавно вся восточная часть ж/д управлялась... из Донецка, ага. И военные эшелоны по дороге на фронт почему-то ехали не туда, куда хотелось нашим. Как вы думаете почему? Про автомобильную сеть я промолчу. Про аэродромную — тоже, только скажу, что если два года назад кол-во действующих аэродромов была 25% от советского периода, сейчас — почти половина. Износ авиации и некоторых типов кораблей — более 200% (т.е. они живут уже третий положенный им срок). Зато, несмотря ни на что, у армии высокий боевой дух, как бы ни старались для его унижения внешние и внутрении враги. Конечно, есть проблемы с дезертирами, но зато они очищают от себя ряды. Хуже с аватарами, но тут вопрос изменений в законодательство и работу военкоматов — и в том, и в другом направлении работа идет.
Для нелюбителей мирных договоренностей типа Минска могу указать, что оценочные потери в случае перехода конфликта в полномасштабный — более 10 тыс. за первые 10 дней. Это только военных и это только с нашей стороны, ессно. Это не считая некомбатантов — а все мы знаем, как россия умеет убивать их сотнями тысяч. Это нас с вами, между прочим — то ли на фронте, то ли в своей квартире — кому как «повезет». Так что смотрите на Сирию и молитесь за мир и думайте, прежде, чем ляпнуть языком.
Как привычно уже слышать от любого министра — НГШ не преминул упомянуть Раду незлым тихим за абсолютное равнодушие к подаваемым МО законопроектам — для них нет времени. Например проголосовать за единый реестр военнообязанных и прочие необходимые для армии законы. Заняты, больно, ссуки....
Армия сейчас не только строится, но и активно меняется — не только под т.н. «стандарты НАТО», но и сама по себе. Разрабатываются новые уставы, взамен устаревших, что немаловажно. Уменьшают генералов, увеличивают боевых офицеров.
Этот год — год авиации. Есть проблемы с вертолетами — все разобраны, за годы Януковича снято и продано то, что не производится в Украине, это в первую очередь, лопасти и роторы. Но если все пойдет нормально, то за год наша авиация станет серьезным аргументом. Радует, что впервые за годы независимости выпускники военных авиационных институтов (быв. авиаучилищ) выпускаются с минимальным налетом в 150 часов, что позволяет им сразу принимать участие в боевых действиях. Ранее это было 30 часов если есть горючка — поэтому я и не стал военным летчиком. Плохо, что в Израиле налет в учебке — 300 часов. Впрочем, всего постепенно.
По нынешней политике Генштаба, деньги, выделяемые на строительство и прочее будут в первую очередь идти во вновь созданные части, а не в старые.
Теперь по поводу того, что происходило в те дни, когда российская орда перешла границу для помощи загибавшимся от АТО ЛДНР. Из приведенных Муженко фактов, многие из которых я не хочу и не буду озвучивать, могу сказать, что во-первых мы много не знаем о том, что там происходило, во-вторых не так плохо действовало наше командование, в том числе и на грани фола, а даже и за ним. Про тех, кто был в боях я уже молчу. Я только скажу, что в течение нескольких дней более 20 самолетов совершали до 12 вылетов в день, кто понимает — ахуеет. Летчики не могли ходить — но требовали, что бы их сажали в кабину — и летели!
А когда наше командование показало общую картину НАТО, те почесали репу над картами, из отдельных боев сложился пазлик и нарисовалась общая картина в 3D и сурраундом. И оказалось, что был и общий замысел и слаженная работа частей и механизмов и многое другое. Настолько другое, что т.н. стандарты НАТО сейчас будут совершенствоваться, учитывая наш уникальный опыт этой блядской гибридной войны с этой блядской россией. Тут надо брать с них пример — мгновенно всасывать новый опыт и перестраиваться не ожидая подачи в табло.
Для примера приведу ответ НГШ по поводу одного из скандалов. Кто помнит, под Саур-Могилой погибла группа спецназа, вызволяя летчика. Виноват тогда был, конечно Муженко и об знает весь Фейсбук — загубил, мол, лучших. Версия второй стороны несколько отличается.
Сбит самолет, оба летчика выпрыгнули. Спецназ идти их искать не горит желанием вплоть до полного отказа. Муженко: Я набираю их командира и спрашиваю:
- Летчики летают доставать ваши задницы, когда вы влипаете?
- Летают...
- Так почему вы не идете? — Почесали репу, нашли двух добровольцев — полковников, на секунду. Те пошли, одного летчика нашли и вывели. Я их тут же представляю к наградам. И тут же выстаивается очередь желающих идти спасать второго летчика, хотя приказа такого не было, т.к. была инф-я, что это уже не актуально. Но группа из 12-14 человек ночью устремляется, без согласования, на поиски. И погибает, попав в засаду.
Кто со мной согласится, что видение ситуации немного становится иной?
Или про Дебальцево — почему не давали приказ на отступить? А потому что:
Муженко — «один батальон отступил сам, без приказа. Второй отступил сразу до Винницы, а третий — до Львова. Пока срочно не подогнали 30-ю бригаду и не дали ей закрепиться у горла недокотла, если бы я дал команду на отход — это было бы неконтролируемое бегство и с последующей контратакой противника вглубь обороны.»
Я понимаю что найдется миллион опытных тактиков, которые умнее, но мне такое решение выглядит разумно. Никто не ожидал, что так будет, что оголится линия фронта, что батальоны будут уходить без приказа, что возникнут направления удара противника там, где не ждали.
Понятно, что не все так просто. Что батальоны часто отходили, оставшись без связи и прочего, что есть еще миллион факторов. Равно как и понятно то, что кто-то ищет повод удрать, кто-то примет тяжелое решение, а кто-то не сделает этого никогда — но не нам их судить. Но ответ на вопрос — почему так долго не было приказа на отход я получил и считаю его убедительным. Остальное — историкам, суду и прочим профи.
По проблеме с потерянным имуществом, за которое штрафуют. Да, проблема есть. Проблема решается. Есть затруднения с закостенелыми кадрами, к-е не хотят меняться, прожив 25 лет по одной инструкции. На мое предложение гнать их в шею, Муженко что-то произнес очень тихо и, хотя я сидел с ним рядом я не понял. Но догадался, что, видимо, не все так просто. На самом деле вопросов к НГШ у меня был миллион, но другие тоже хотели, поэтому я не полностью остался удовлетворенным.
Теперь о самом НГШ, я знаю, это многих волнует. Я специально сел рядом и изучал не только его ответы, но мимику, жесты, взгляд. Что можно сказать — он, конечно, профессионал. Названия частей, кто где стоит (и стоял), имена командиров, что где и когда произошло — знает как компьютер, только лучше. В глаза смотрит уверенно, но не нагло. Уверенный в себе. Не самодур — свои поступки объясняет, мнение подчиненных выслушивает, не «оторванный генерал». Не спешен в принятии решений, но способен на быструю реакцию, причем даже тяжелые решения может принимать сам (решение, как и ответственность, на удар по первой колонне вторжения принял лично, только вступив в должность НГШ, не согласовывал с Главнокомандующим, пока колонна шла вместе, и не расползлась во все стороны), если это необходимо. Если считает, что где-то проеб, не важно его или его структуры, признает — да, проеб. Надо устранять. Будем устранять. В принципе, можете бить меня тапками, но по моей чуйке — скорее плюс, чем минус. Чем-то он мне напомнил врача, с из неизменным «не навреди», когда, конечно, хочется быстро реализовывать инновации, но цена ошибки слишком велика. Да и вообще — вы себе представляете, чтобы предыдущие украинские НГШ общались с блогерами? Не хочу, чтобы Муженко показался вам суперменом, но то, что это нормальный современный офицер — это да. Да, у него есть свое видение, и это нормально, но он не закостенелый. Да, он может ошибаться, но он готов признавать и исправлять. Что вам еще надо, вечно недовольные вы мои?
Отдельно не сильно, но емко прошлись в ходе беседы про истерикам из ФБ. Как только начинаешь отвлекающий маневр — тут же зрада. Никто же не знает, что это не неграмотное поведение дебилов из Генштаба, а маневр, и настоящее наступление будет совсем в ином месте. Что бы вы хотели, чтобы Генштаб опубликовал план операций в СМИ? Я понимаю, почему иногда офицеры смотрят на таких «спецов» как на слизь.
Собственно, большая проблема МО — как раз с отсутствием механизма информационного взаимодействия и наша армия становится беззащитной от журналистов, которым только подавай говна побольше, а они кинут его подальше. Вернее, механизм такой есть — это пресс-центр, который возглавляет Владислав Селезнев, с которым мы тоже очень плодотворно пообщались. Но, к сожалению, они очень ограничены в ресурсе.
Короче говоря, не все так плохо у нас, и не совсем идиоты и предатели стоят во главе ВСУ. Армия имеет миллион проблем, но, в отличие от гражданских, военные не устраивают из этого панику, а последовательно устраняют недостатки всеми возможными методами и средствами. Работа идет. Авгиевы конюшни разгрести не просто, еще сложнее это сделав не запачкавшись в говне, особенно когда убираемые в тебя его метают. Вы скажете, я как-то много хорошего написал? Ну да. А вы давно про армию и ее руководство читали хорошее? Надо как-то догонять. Про плохое вы прочтете везде, это банально.
И да — как известно, при входе на встречи с министрами каждому блогеру сразу дают пакет с тысячеймиллионовевродолларовсша, поэтому сразу предупреждаю — увы, говна налить не выйдет и спрашивать, сколько мне заплатили бессмысленно.