С 12 по 20 декабря 2017 года евреи отпразднуют Хануку. А через четыре дня христиане всего мира, в том числе и украинцы, встретят Рождество по григорианскому календарю. На ханукальном столе евреев обязательно будут присутствовать суфгании - пончики со сладкой начинкой и латкес – картофельные лепёшки. А на рождественском столе украинцев те же два блюда. Отличаться будет только название: суфгания станет пампушкой, а латкес – деруном.

Более двухсот лет совместного проживания на одной территории привели к взаимопроникновению культур, языков, национальных кухонь и политическому сотрудничеству украинцев и евреев. К сожалению, сегодня большинство людей считает евреев, оказавшихся на территории Российской империи после захвата москвитянами Речи Посполитой, «русскими». Хотя сами же русские установили для евреев черту оседлости – территорию, за границами которой евреи не имели права селиться. Эта территория почти полностью совпадает с границами современной Украины, Беларуси, Польши, Литвы и Молдовы. Тем не менее, когда российскому документалисту Парфёнова необходимо подчеркнуть величие российской культуры и науки, он называет «русскими» белорусского еврея Марка Шагала или украинского еврея Шолом-Алейхема, аннексируя чужие достижения, словно чужие земли.

Еврейское население в Российской империи за чертой оседлости и на остальной территории


Не будем уподобляться имперцам и сделаем обзор совместных моментов украинской и еврейской культуры, ценя именно взаимопроникновение при сохранении обеих культур, а не поглощение и уничтожение.

ОБЩАЯ КУХНЯ

Суфгания (пампушка) – пончик со сладкой начинкой, подающийся на Хануку и Рождество. Аналог этого блюда есть в большинстве кухонь мира, но еврейские и украинские пончики объединяет то, что это не просто повседневное блюдо, а еда имеющее большое символическое значение. В еврейской традиции блюда, приготовленные на огне с использованием растительного масла, символизируют чудо Хануки, когда согласно преданию, небольшого количества масла хватило на поддержание священного огоня в осквернённом иерусалимском храме восемь дней. В Украине рождественскими пампушками угощают гостей в течение праздников и одаривают юных колядников.

Латкес (дерун) – лепёшка из натёртого картофеля. Для украинцев это скорее повседневное блюдо, а вот для евреев латкесы имеют то же значение, что и суфгании. Их готовят на Хануку в память о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме.

Винницкий хрен (хрен со свёклой) – еврейское блюдо, которое чаще всего готовят на Песах, как «марор» (обязательная составляющая пасхального седера, готовящаяся из горькой зелени и вкушаемая в соответствии с библейским предписанием «И пусть съедят мясо [Пасхальной жертвы] в ту же ночь; жареное на огне, с мацой и горькой зеленью пусть едят его» (Исх. 7, 8). В украинском варианте этот соус известен под названием «Винницкий хрен», продающийся в большинстве украинских магазинов и супермаркетов.

Стол накрытый на Песах и Винницкий хрен

Чолнт – традиционное еврейское блюдо из мяса, овощей круп и бобов, готовящееся в течение нескольких часов на разогретой еще в пятницу плите, что позволяет обойти запрет на разжигание огня в субботу. В украинском и венгерском варианте чолнт называется човлент и является повседневной едой закарпатских украинцев и венгров. В большинстве кафе и ресторанов Закарпатья в меню присутствует човлент.

Щавелевый суп (зелёный борщ) – блюдо, характерное для еврейской, украинской, а также польской и белорусской кухни. В израильских супермаркетах в отделе бакалеи на полках стоит консервированный щавель польского и израильского производства, и ни одной магазин овощей и зелени не обходится без щавеля свежего.

Вареники с вишнями – украинское блюдо, распространенное среди аргентинских евреев, приехавших в Латинскую Америку с территории бывшей Российской империи.

ХАСИДСКИЕ ПЕСНИ

Хасиды – течение в иудаизме, стремительно распространившееся в начале XVIII века в Польше, Украине, Белоруссии и Литве. Большое значение в хасидской традиции имеют нигуны – напевы, передающие различные состояния души. В нигунах хасиды часто использовали песни соседних народов. Широко известны два нигуна, исполняемые на украинском языке: «Не журіться хлопці» и «Став я пити у п'ятницю».

Ноты нигуна «Став я пити у п'ятницю»

ЩИТ ДАВИДА

Сегодня Щит Давида (Маген Давид, шестиконечная звезда) известен, прежде всего, как еврейский и израильский символ. Но «чисто еврейским» он стал только в 1897 году на Всемирном сионистском конгрессе в Базеле, решившем, что флагом еврейского государства станет полотнище с Маген Давидом. До этого времени Щит Давида использовался многими народами, в том числе и украинцами. На картине Репина «Запорожцы» на кисее одного казака можно увидеть шестиконечную звезду.

Во время празднования 900-летия крещения Руси горящими Звездами Давида украсили Владимирскую горку на правом берегу Днепра.


ОБЩИЕ ФАМИЛИИ

Многие фамилии могут говорить как о еврейском, так и об украинском происхождении.

Пинчук – фамилия, образованная в украинском вариание от названия украинского субэтноса «пинчуки», проживающего в Полесье, а в еврейском, указывающая на то, что предок её носителя проживал в городе Пинске. Известные евреи с фамилией Пинчук – боец Еврейской Бригады, сражавшейся во Второй мировой войне, Арие Пинчук, и украинский олигарх Виктор Пинчук, зять второго президента Украины Леонида Кучмы. Кстати, фотография Кучмы висит в израильском городе Яффо в магазине-мастерской скульптора Франка Мейслера. Фотографию сделали по время визита скульптора в Украину.

Украинскими и еврейскими являются фамилии потомков евреев, перешедших в христианство и начавших службу в Запорожской Сечи: Маркович, Борухович, Герцик, Крыжановский. А также фамилии, образованные от какого-нибудь растения, животного или предмета. Например, Верба или Карп.

В некоторых статьях упомянута семья Хофенко, жившая в Тель-Авиве в начале ХХ века.

ЕВРЕИ В УНР

4 (17) марта 1917 года после Февральской революции, произошедшей в Петрограде, украинские политические, общественные, культурные и профессиональные организации создали в Киеве свой представительный орган - Центральную Раду. В ноябре того же года Центральная Рада провозгласила Украинскую народную республику, просуществовавшую с некоторыми перерывом до 1920 года. Ведущие деятели Центральной Рады и УНР Михаил Грушевский и Владимир Винниченко проводили активную юдофильскую политику, создали министерство по еврейским делам, возглавляемое в различное время Моисеем Зильберфарбом, Авромом Ревуцким и Яковом-Вольфом Лацким-Бертольди. Идиш был одним из государственных языков УНР, а надписи на идиш печатались на банкнотах украинской республики. Центральная Рада приняла постановление о «полном обеспечении прав национальных меньшинств, живущих в Украине», как одну из основ автономии Украины. Евреи имели 50 мест (из 822) в Центральной Раде и пять мест (из 55) в ее исполнительном органе – Малой Раде. Генеральным секретарем государственного контроля УНР, а позднее Государственным контролером стал Моисей Рафес.

Карбованцы УНР с надписью на государственном языке Украинской народной республики - идиш

Тяжелой страницей украино-еврейской истории стали погромы, прокатившиеся Украиной в 1919 году. Их организовывали бойцы белой армии, поляки, петлюровцы и простые украинские крестьяне. Сегодня мы можем утверждать, что всплеск антисемитизма был следствием общего положения умов и травмированной психики в стране, ведущей гражданскую войну. Признать эту трагедию обязаны правопреемники всех воюющих сторон. Но российские пропагандисты до сих пор стараются поддерживать в массовом сознании стереотип о том, что руководство ОУН проводила антисемитскую политику, во главе с главным антисемитом Симоном Петлюрой.

Руководители ОУН признавали факты антисемитизма и пытались с ним бороться. Владимир Винниченко писал: «Еврейская интеллигенция, которая не успела бежать за границу, была принуждена остаться в городах, потому что ни с украинскими, ни с белогвардейскими войсками, где был антисемитизм, не могла пойти» А Симон Петлюра после погрома в Каменец-Подольском и Проскурове, обратился к военным руководителям: «вжити самі рішучі заходи до цілковитої ліквідації погромних протиєврейських дій, а виновні щоб були потягнені до суворої кари по законам військового часу». Правительство УНР выступило с призывом: «ті сумні наслідки і величезна шкода, які несуть для Українського народу і для діла визволення Української Народньої Республіки протиєврейські погромні події і закликати населення і козацтво ділом допомогти Народньому Уряду знищити в корні всі ці злочинні для нашої республіки з'явища».

И все же слабая власть УНР не могла остановить погромы. Известен случай, когда Симон Петлюра, отступая под ударами Красной Армии зимой 1919 года на одну из просьб евреев воспользоваться своей властью, прекратить погромы и наказал погромщиков, ответил: «Не ссорьте меня с моей армией».

Россия всегда старалась дискредитировать любую украинскую государственность. Украина играет ключевую роль в имперском статусе России. Без Украины евразийская Российская империя превращается в крупную азиатскую страну, вынужденную бороться с медленной экспансией Китая. Поэтому и во времена УНР, и сегодня Россия пытается всеми способами доказать, что Украина – это несостоятельное государство, а все её правители – исчадие ада. Ради этого она готова забыть реальные преступления крестьян и рядовых солдат, и «навешать всех собак» на руководство страны. Так произошло и с Симоном Петлюрой, с которым большевики разыграли украино-еврейскую карту, выбрав для ликвидации Петлюры в 1926 году этнического еврея Самуила Шварцбурда и назвав операцию еврейским возмездием за погромы. Французский суд оправдал убийство Петлюры, несмотря на то, что в защиту Петлюры выступили сионистские деятели Зеэв Жаботинский, Арнольд Марголин и Соломон Гольдельман. Все трое жили долгое время в Украине, знали реальную политическую и социальную остановку и утверждали, что в погромах был виноват не Петлюра, а конкретные преступники, черносотенцы и солдаты. Лидер сионистов Жаботинский, чьим именем сегодня названы улицы почти в каждом населённом пункте Израиля, В статье «Ди "Крим" колонизацие» («"Крымская" колонизация»), опубликованной 4 июля 1926 года в издающейся на языке идиш нью-йоркской газете «Дер морген журнал» писал:

«...Ни Петлюра, ни Винниченко, ни остальные выдающиеся члены этого украинского правительства никогда не были теми, кого называют "погромщиками". Хотя я их лично не знал, все же я хорошо знаю этот тип украинского интеллигента-националиста с социалистическими взглядами. Я с ними вырос, вместе с ними проводил борьбу против антисемитов и русификаторов - еврейских и украинских. Ни меня, ни остальных думающих сионистов южной России не убедят, что людей этого типа можно считать антисемитами».

Через время он уточнил свою позицию, и высказал мнение, что как глава армии и правительства Петлюра все же несёт ответственность за погромы, хотя в них не участвовал и не провоцировал. Заметим, что даже последние слова Жаботинского по этому вопросу не имеют ничего общего с советскими байками о Петлюре, который сажал евреев на карусель и, скача вокруг на лошади, отрубал головы шашкой. Но именно на этой лжи воспитаны многие советские и постсоветские граждане.

Фрагмент статьи Зеэва Жаботински

В 1963 году Соломон Гольдельман, который в 1939 году репатриировался в Эрец-Исраэль и с 50-х годов сотрудничал с украинскими буржуазными организациями в эмиграции, издал книгу «Жидівська національна автономія в Україні, 1917—1920», где написал, что Конституция УНР «стоїть осамітнено в усій історії жидівського народу в розсіянні і є визначним і неповторним явищем у спробах урегулювання міжнаціональних стосунків у багатонаціональних державах».

Обложка книги Соломона Гольдельмана

ЕВРЕЙСКИЙ УДАРНЫЙ БАТАЛЬОН ЗУНР

Евреи Западно-Украинской народной республики, просуществовавшей с октября 1918 года по июль 1919 года, также сотрудничали с украинскими властями во время событий Украинской революции.

После львовского погрома, учиненного поляками 22 ноября 1918 года, тернопольские евреи, служившие ранее в Австро-Венгерской армии, сформировали силы территориальной обороны. После взятия Тернополя армией ЗУНР, евреи обратились к командующему украинскими силами Осипу Микитке с предложением о вхождении сотен еврейской самообороны в состав Украинской Галицкой армии. Подразделение получило название «Еврейский ударный батальон».

Еврейский ударный батальон ЗУНР

Евреи обороняли от поляков дорогу из Тернополя в Подволочиск, а перейдя реку Збруч, вступили в бой с Красной Армией, дойдя до окраин Киева. Затем батальон отправился в Винницу, где его расформировали по причине большого количества небоевых потерь – бойцов косил сыпной тиф. Остаток батальона отправился в Одессу и присоединился к сионистам, отплывающим в Палестину. В Эрец-Исраэль боевой опыт западно-украинских евреев пригодился при формировании подпольной еврейской организации «Хагана».


ЕВРЕИ В УПА

Участие евреев в Украинской повстанческой армии, как и деятельность самой армии – одна из самых больных тем в израильско-украинских отношениях. Спустя 63 года после расформирования УПА так и не проведены красные линии, разделяющие украинский коллаборационизм в годы Второй мировой войны и деятельность национально-освободительных движений, ставивших своей целью борьбу и с нацистской, и с советской оккупацией Украины. Проведение подобных красных линий будет болезненным для всех сторон. России придется признать, что большая часть обвинений в сторону ОУН и УПА было плодом советской пропаганды, Украина будет вынуждена согласиться с отдельными фактами коллаборационизма и осудить часть тех исторических деятелей, считающихся сегодня героями, а Израиль погрязнет в этой сваре, создав очередную точку напряжения в израильском обществе. Сегодня политиканы и гешефтамахеры всех трёх стран не готовы к такому развитию событий. Тем не менее, нам достоверно известны истории евреев, воевавших в Украинской повстанческой армии.

Мандик Хасман, еврей из Дрогобыча, в возрасте 14 лет вступил в УПА. В 1945 году его арестовали НКВДисты, но после пыток отпустили на волю. Сегодня Хасман Мандик живёт на Волыни. В 2012 году члены Союза украинской молодёжи подарили ветерану инвалидное кресло.

Мандик Хасман в форме УПА

Варшавский еврей Шая Варм с мая 1943 года по август 1944 года служил врачом в УПА, а его жена Эстер была при нём медсестрой. 9 мая 1943 года Шаю арестовали работники НКВД. Советский суд приговорил его к 20 годам заключения.


Первые страницы дела Шаи Варма

Точное количество евреев, служивших в УПА, неизвестно. Из соображений безопасности, многие из них меняли имена и фамилии после начала немецкой оккупации, а также после перехода на легальное положение после службы в УПА.

Личности Шаи Варма и Мандика Хасмана не вызывают сомнений. Но некоторые люди, упомянутые в статьях исследователей ОУН и УПА, как евреи, возможно, таковыми не были или вообще выдуманы. Почти в каждой статье, разоблачающей миф про антисемитизм УПА и участие украинский армии в Холокосте, авторы пишут о Лейбе Домбровском и Стелле Кренцбах – участниках украинского националистического подполья, информация о существовании которых пока не подтверждена документально (по крайней мере, этих документов нет в открытом доступе). Это позволяет пророссийской контрпропаганде ухватиться за так называемую «ложь обстоятельства» - грязному риторическому приёму, когда на основании неточности, допущенной в части статьи, ложью объявляется вся статья. Например, журналист израильской газеты «Гаарец» Джаред Макбрайд писал, что Украина придумала еврея из УПА Лейбу Домбровского для того, чтобы обелить своё прошлое. Лишь на основании того, что национальность Лейбы Добровского не установлена достоверно, журналист сделал ложный вывод о том, что участие евреев в УПА –сплошное вранье. Что сразу же «умножает на ноль», упомянутых выше Хасмана, Варма и других еврейских бойцов, докторов и конюхов УПА. Это лишний раз подтверждает, что работать с данной темой следует очень осторожно. И если в публичном пространстве появляется информация относительно еврейского вопроса в УПА, её следует подтвердить ссылками на достоверные документы или отказаться от публикации. А тем, кто пытается оппонировать в этом вопросе, не нужно скатываться до уровня кремлёвских пропагандистов и опускать уважаемую газету «Гаарец» на уровень помойки под названием «российская журналистика».

УЗНИКИ СИОНА И УКРАИНСКИЕ ДИССИДЕНТЫ В СССР

В 50-80-х годах ХХ века советские сионисты и украинские националисты активно сотрудничали и дружили против советского режима вопреки навязанному стереотипу, что украинцы – самые отъявленные антисемиты. Стереотип этот распространяли чекисты, боявшиеся укрепления диссидентского движения в УССР и желавшие вбить клин между союзниками – евреями и украинцами. Вот как вспоминают о своих контактах с украинскими националистами так называемые Узники Сиона (советские сионисты, которым было отказано в праве репатриации в Израиль).

Илья Глезер: «В лагере все разделились по крови. Были евреи, украинские националисты, русские диссиденты, латыши, армяне. Все национальности были очень лояльны к евреям, особенно украинцы, в том числе мой дорогой друг, с которым я очень много разговаривал, Слава Черновил. Он был необычайно интересным человеком"

Аркадий Цинобер: «Я отправился в Академию наук в институт физики, где директором был украинец И.М. Кирко. Посмотрев документы, он сказал: «Замечательно. Приходите завтра на работу». Так я начал работать. Кирко был очень достойный человек. Я о нём узнал интересную деталь. Когда было дело врачей, ему предложили уволить всех евреев, на что он сказал: «Ничего подобного. Увольняйте меня». Никого не уволили, и ничего не было"

Давид Мааян (Черноглаз): «Хорошие, иногда дружеские отношения были с российскими демократами, украинцами и литовцами: с Евгеном Сверстюком, Володей Буковским, Симасом Кудиркой, Михаилом Макаренко (он, вопреки фамилии, еврей, хотя и не сионист)»

Борис Шилькрот: «Несколько дней я был один в камере, а потом ко мне посадили заключённого. Это был украинец лет 50-ти. <…> Он, зная, что я еврей, неоднократно выражал свою симпатию к евреям. Жена его, рассказывал он, жила в местечке в соседстве с евреями и знала идиш. У них было много друзей среди евреев»

На свободе отказники и украинские диссиденты активно сотрудничали против советского режима. Украинцы могли прятать у себя дома сионистскую литературу, а евреи запрещённую украинскую. Это был своеобразный вариант истории «Как Ленин обманул жандармов». Придя с обыском, гэбисты не обращали внимание на содержание «украинских» книг у евреев и «сионистских» у украинцев.

Самый известный пример сотрудничества украинских националистов и сионистов – это контакты руководителя организации «Сохнут» Натана Щаранского и украинского диссидента Степана Хмары в рамках создания Хельсинской группы. Вот как об этом вспоминает Щаранский:

«Когда мы создавали - совместно с украинскими, литовскими, демократическими националистами - Хельсинкскую группу в Москве, затем и в Украине (в частности, с Руденко, Матусевичем), я также встречался со Степаном Хмарой, нам удалось установить отношения глубокого взаимоуважения именно благодаря тому, что никто из нас не отрицал жутких страниц истории и того, что Холокост - совершенно уникальная форма геноцида».

В советских сатирических журналах неоднократно печатались карикатуры, изобличающие это сотрудничество.

Советские карикатуры, обличавшие дружбу сионистов и украинских буржуазных националистов

ЖИДОБАНДЕРОВЦЫ МАЙДАНА И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ

С начала Евромайдана, переросшего в Революцию Достоинства, и до сегодняшнего дня российская пропаганда пытается представить Украину, как государство с победившей фашистской идеологией, а проукраинских участников событий 2013-2017 годов заклеймить словами фашист и бандеровец. Последнее, в советском значении – коллаборационист. Не будем отрицать, что отдельные неонацистские организации вроде «Патриоты Украины» действительно существуют, но их участие в Революции Достоинства и российско-украинской войне минимально – ребята просто отрабатывают свои рейдерские задачи в интересах хозяев – Авакова и Кернеса. Большинство граждан Украины с ноября 2013 года прекрасно понимали, какая ложь льётся из российских СМИ. Особенно это потешало этнических евреев и людей с еврейскими корнями, проживавшими в Украине и поддержавшими Евромайдан. Они же и придумали себе ироничное название «жидобандеровцы», которое стали носить с гордостью и даже придумали свой собственный символ – ханукия со свечами, напоминающими зубья украинского тризуба.

Известными «жидобандеровцами» являются швейцарский предприниматель и инвестор, владеющий активами в Украине, Игорь Коломойский, глава Ассоциация еврейских организаций и общин Украины Иосиф Зисельс, днепропетровский верующий еврей Ашер–Йозеф Черкасский, воюющий в зоне АТО, израильтяне Виктор Верцнер и Цви Ариэли, оказывающие материальную и консультативную помощь участникам АТО, журналист Виталий Портников, экономист Александр Пасхавер, предприниматель и преподаватель бизнес-школы Валерий Пекарь, художник Александр Ройтбурд. Защитником Донецкого аэропорта («киборгом») был еврей Андрей Шор.

Ашер-Йозеф Черкасский: «С антисемитизмом не сталкивался. Ребята с первого дня с большим уважением относятся как ко мне, так и к моему образу жизни. У нас в полку есть мусульмане, которые меня полушутя приветствуют "Шалом Алейхем!", а я им отвечаю "Ва Алейкум Салам". Ребята прекрасно понимают, что мне надо молиться, соблюдать кашрут и т.д. Пока я был там, то свинины и сала из уважения ко мне старались не есть и не готовить. Это была не моя просьба, а их решение. Меня отправили в больницу — у них наступил праздник! <Евреи среди бойцов> безусловно, есть. Мой еврейский товарищ — Сергей Пилипенко, который погиб в Иловайске, и многие другие прекрасные люди. Если и не галахические, то с правом на репатриацию. Некоторые из однополчан даже не знали, что имеют еврейские корни. Доходило до смешного, когда с человеком разговариваешь, он утверждает, что не еврей и добавляет: "У меня только мама еврейка!" И тогда ему объясняешь что и как…».

Ашер-Йозеф Черкасский и лидер «Правого Сектора» Дмитрий Ярош

Александр Ройтбурд: «У меня по отношению к Бандере, как мне кажется, взвешенная позиция. С одной стороны, я двумя руками за демонтаж мифа о кровавом пособнике нацистов Степане Бандере. Он не был нацистом, не был немецким прихвостнем, коллаборантом. Был только короткий период, когда он надеялся, что Гитлер восстановит украинскую независимость. Но у Советского Союза период романа с Гитлером длился два года, а у Бандеры — три недели.

С другой стороны, если бы, не дай бог, Украина стала бы такой, о которой мечтал Бандера, то это было бы, конечно, не демократическое государство. В этом смысле Бандера в какой-то степени является фашистом.

<...>

Мне не нравится слово "жид" по ряду причин, да и к Бандере у меня достаточно непростое отношение. Но само это слово <жидобандеровец> мне симпатично. Это калька с русского термина "жидомазепинец", который возник сто лет назад по поводу подъема украинского самосознания из-за юбилея Шевченко. То, что этот термин был экспроприирован и переосмыслен, как и термин "укроп", говорит о том, что это единственное действенное оружие против маразма российской пропаганды».


Художник Александр Ройтбурд в жидобандеровской вышиванке


Картина Александра Ройтбурда «Тарас Шевченко» из серии «Если в кране нет воды...»

Пронзительные и точные строки про ощущение жидобандеровцами Революции Достоинства написал украинский еврей Михаил Юдовский

Этот год, ощущая себя подкидышем,
жался к стенам, брел коридором узким,
молился ивритом, бредил идишем,
метался между украинским и русским,

раскачивал телевизионные вышки,
прятал в створки мягкотелых устриц,
жег автомобильные покрышки
на перекрестках взгорбившихся улиц,

пил из горлышка муть в подворотне,
бился о прутья оград чугунных,
провожал в поднебесье сотни
отчаянно смелых, красивых и юных,

отпевал их гортанными голосами.
Сверху падали птицы, и глядели лица
такими больными тоской глазами,
что сердце переставало биться.

02.09.2014


Читатели, осилившие этот лонгрид, могут перепроверить все приведенные в нем факты и убедиться, что у евреев и украинцев есть большое количество взаимных культурных заимствований, а также вековая традиция борьбы против общего врага – Российской империи, ведущей сегодня войну на территории Украины и у границ Израиля, а также поддерживающей террористические организации ДНР, ЛНР, ХАМАС и Хизбалла. Поэтому в интересах обоих народов решить все спорные исторические вопросы, мешающие дальнейшему сближению, и сосредоточится на позитивных моментах общей истории и общих культурных аспектах, обзор которых мы сделали в этой статье.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація