Помните анекдот про сдачу экзамена по биологии?
Мол, у рыбы есть чешуя, а вот если была бы шерсть, то были бы блохи. Потому расскажу Вам про устройство блохи...
Так и я: постоянно хочу написать про учёных, даже если событие их никак не касалось.
Это был тот случай, когда я шёл в составе #миншрайк на встречу с министром, практически ничего не зная о предмете разговора и о реформах в сфере юстиции.
Я был уверен в том, что просто просижу в заднем ряду, не задав ни единого вопроса.
Как же я ошибался.
Сразу могу отметить, что пришлось добросовестно исписать с двух сторон 2 страницы формата А4, а также залистать 2 подборки раздаточных материалов.
Мой интерес к реформам в данном Министерстве возник почти мгновенно, когда я увидел, что финансирование пенитенциарной службы Украины (это тюрьмы всякие, психушки и колонии) на 900 миллионов гривен превышает финансирование Национальной академии наук, а на содержание одного заключённого тратится 47 тысяч гривен в год. Напомню, что грант на исследования молодого учёного от государства – 16 тысяч гривен в год. Стипендия Президента Украины для талантливой молодёжи – 17 тысяч гривен в год. Содержание молодого учёного через нищенскую зарплату (порядка 2500-3000 гривен) того же порядка, что и содержание зека. Даже меньше.
Это мне напомнило шутку про Россию, где кормёжка служебной собаки государству обходилась дороже, чем помощь, кажись, матерям одиночкам.
Нет, я не к тому, что заключённых надо содержать хуже. Но государственная политика отношения к науке как бы намекает – нарушайте закон, сидите в камере и делайте науку.
Более того, в системе пенитенциарной службы даже есть государственное опытно-экспериментальное производство. Чем занимается? Толком непонятно.
Кстати, когда реформаторы принялись разбираться, во что ввязались, то очень долго не могли узнать, сколько же людей работает в этой системе. Региональные управления постоянно кого-то «забывали» и «вспоминали».
Далее. Только 17% осуждённых работают на 100 госпредприятиях пенитенциарки, принося пользу. Почему так мало? Во-первых, потому что если ты работаешь и получаешь зарплату – ты платишь комуналку и налоги, а на руки получаешь 286 гривен (это в раздатке было написано). Если не работаешь – то ничего не платишь и тихонечко ходишь на хозработы с веником.
Убыточность госпредприятий системы была 300 млн. гривен в год.
В общем, в этой системе такой ахтунг, что не налазит ни на какую голову.
Все эти факты меня вывели из состояния чаепитийного анабиоза и я начал ловить каждое слово спикеров, ибо очень захотелось узнать, что за реформы они проводят, как это улучшит жизнь заключённых, повысит эффективность системы и, вообще, как это поможет Украине.
Итак, за 25 лет наша тюремная служба не изменилась ни на йоту в сравнении с периодом Тюрьмы Народов.
Единственно, что стало лучше – благодаря новому уголовно-процессуальному кодексу количество осужденных с 2012 года уменьшилось вдвое.
На данный момент уровень заполнения тюрем – 63% (система рассчитана на 220 тысяч человек), в СИЗО сидит 17 тысяч человек, в тюрьмах – 53 тысячи человек, 30 тысяч человек их всех «обслуживают».
Карта Украины с россыпью тюрем густотой точек намекает на то, что Донбасс – безоговорочный лидер по количеству всяких колоний – 30 штук на 2 области, не сильно отстала Харьковщина – 13 штук. На Киевщине – 7 точек, на Полтавщине – 9, меньше всего в Закарпатье – 1.
Адъ?
Я, кстати, просто напомню, что процент оправдательных приговоров до недавнего времени был 0,2%. До недавнего – потому что я пока не знаю, как сейчас. Забыл этот вопрос уточнить. Привет, как говорится, судам. Учтём, что в эти 0,2 % входят мажоры, прокуроры и прочие сливки общества и получаем ещё более печальную статистику.
Всё очень плохо.
А вот теперь я расскажу то, от чего весь остаток вечера я пребывал в хорошем настроении.
Во-первых, мне понравился министр и его команда – молодые люди, которые не гнушатся рассказывать «простым смертным», что они делают и планируют.
Вообще, все собравшиеся мне очень напомнили Нефёдова или Абромавичуса: говорят коротко и по делу, без витиеватых формулировок и сливания неудобных вопросов.
Дабы не раздувать пост, теперь коротко о маленьких перемогах Министерства в сфере пенитенциарной службы за это время:
- 1. Планомерное сокращение аппарата на 30-45% с повышением зарплат на 50% для оставшихся сотрудников. Я не зря этот пункт поставил первым, ибо тут как раз хочу написать про «Устройство блохи». Это то, чего не хватает сейчас науке. Увольнение неэффективных учёных приводит просто к срезанию зарплатных ставок, а эффективные ничего взамен не получают. Пенитенциарники выкрутились красиво. Теперь сотрудники службы – полицейские. А у них другие тарифные ставки. Это позволяет сократить людей и перевести свободные финансы на оставшихся сотрудников. Очень годно и правильно. Список региональных отделений службы показывает, что количество персонала в среднем уже уменьшено в 1,5-2 раза. В идеале пытаются добиться соотношения 97 осужденных на 1 сотрудника регионального управления. Сейчас – 53 осужденных на одного.
- 2. Проведение госзакупок в системе тюремных госпредприятий и тюрьмах через Прозорро. На примере армии уже очевидно, что экономия будет только нарастать.
- 3. По поводу Лукьяновского СИЗО. Нет, это не памятник архитектуры. Все тюрьмы планируется вывести из центров городов. Принцип простой: сначала инвестор строит новую тюрьму, только потом получает под снос старую. Первые города для реформ в этом плане – Киев, Одесса, Львов, Черновцы.
- 4. Согласно закону Савченко (суды обязаны учитывать в срок отбывания наказания и срок пребывания в СИЗО по схеме 1 день в СИЗО=2 дням в тюрьме) освободиться должны ещё 15 тысяч человек. Мне трудно комментировать этот закон, но (теперь глубоко нмд) государство должно перевоспитывать, а не наказывать. В первую очередь так. У нас же тюрьмы – это, де-факто, билет в один конец. Надеюсь, что закон Савченко даст какую-то надежду на справедливость тем, кто годами сидит в СИЗО в ожидании заведомо обвинительного приговора и сжигает свою жизнь безвозвратно.
- 5. Ввели систему электронных торгов арестованным имуществом. СЕТАМ. Типа, всё прозрачно. Не знаю, не пробовал. Но поверхностный анализ СМИ через гугл показывает, что дело для государства прибыльное.
- 6. Проект реформирования пенитенциарной службы совершается в сотрудничестве с пенитенциарной службой Норвегии.
Теперь в общем по Минюсту другие перемоги:
- 1. Вся бумажная работа с МВФ – на Минюсте.
- 2. Позитивный отчёт по безвизовому режиму для украинцев – заслуга сопровождения процесса Минюстом.
- 3. Я задал вопрос касательно зрады, что наши власти ничего не предпринимают, дабы обвинить Россию в использовании боевиками детей в военных действиях. Этот вопрос, как оказалось, относится ко всем нарушениям прав человека и планомерно подаются иски в Европейский суд по правам человека. Всё упирается в доказательные базы — их собирать некому. Красный крест мог бы, но его отчёты глубоко конфиденциальны и они предоставляют «советы» только сторонам конфликта и только касательно того, что они делают неправильно. Пока же в ЕСПЧ подано 3 иска – по детям сиротам, которых пытались вывезти, по событиям в Крыму и событиям на Донбассе. Кстати, из неоспоримых юридических доказательств касательно Крыма – только решение Совета федерации о включении Крыма в состав Мордора. Всё. Из того, что я понял своим юридически неокрепшим умом – международная система для таких конфликтов несовершенна. Подобно беззубому Совбезу ООН или Лиге Наций перед Второй мировой. Если доказательная база будет собрана – привлечь к ответственности можно будет лишь высших лиц государства агрессора, генералов и прочие чины. Ну, и самых отпетых военных преступников. Процесс долгий и муторный. Только сейчас начали раскручивать дело Грузии против России. Потому реагировать пока можно только на уровне МИДа, собирать доказательства и продолжать наращивать Армию. Кстати, всего же в европейский суд по правам человека уже подано более 800 заявлений на Россию от наших граждан. Это тоже выход.
- 4. Система госрегистраторов в апреле перестанет существовать, а регистрировать недвижимость и бизнес будут только нотариусы. Госрегистраторов 30 апреля уволят, а нотариусы уже перебрали на себя 50% всех сделок. Так Минюст борется с коррупцией в этой сфере. Кстати, максимальная плата за регистрацию простой жилой недвижимости – 1378 гривен за срочность и сотня с лишком гривен в обычные сроки от 5 дней. Все что выше – это зароботок нотариуса, потому всегда можно найти дешевле. ГО пока регистрируются минюстом, но и эту функцию он с себя снимет.
- 5. Начали выдавать свидетельства о рождении прямо в роддомах.
- 6. Вместо свидетельства на право собственности выдаётся простой вытяг з реестру. Это должно избавить от ситуации двух одинаковых свидетельств на разные фамилии и многолетних судебных тяжб. Вообще, открытые электронные базы — главный козырь в борьбе с махинациями.
- 7. С 1 июля заработает система бесплатной правовой помощи (представление интересов в суде и юрконсультации).
- 8. С апреля заработает система моментального получения из электронной системы справки, выписки про компанию, единого реестра обанкротившихся предприятий.
- 9. С июля заработает электронный сервис регистрации брака, развода, рождения, смены имени.
- 10. Создаются дома юстиции по предоставлению услуг министерства юстиции. Это принцип «единого окна» всех услуг минюста. Также точками доступа к услугам минюста будут отделения Укрпочты и Ощадбанка (это для тех, у кого дома нет компьютеров).
- 11. И вообще, в 2016 году из 26000 сотрудников Минюста останется только 13000.
Как видите, перемог хватает.
И я таки надеюсь, что при неизбежном переформатировании правительства сии ребята останутся при министерстве и продолжат его «кромсать».
Ну, а государству стоит крепко подумать над своим будущим в срезе отношения к науке.
Я, конечно, понимаю, что в переводе на воровской жаргон «место лишения свободы» — это тоже Академия, но польза от такого количества «академиков» для инноваций сомнительна.
Победим.
P.S. Кстати, если интересуют другие подробности, которые я либо пропустил, либо посчитал не очень существенными – читайте заметки блоггеров на site.ua. Я вот наткнулся на годный материал тут https://site.ua/kirill.sazonov/2706-v-gostyah-u-mi...