Час назад, покупая рыбу в магазине, столкнулся с распространённой ситуацией, которая прекрасно иллюстрирует влияние личной безответственности на судьбы большого числа людей.
Говорят, что хорош тот сервис, которого не замечаешь, когда он есть, и отмечаешь его недостаток, когда он отсутствует. Путём многолетних проб и ошибок я пришёл к тому, что регулярно закупаю продукты в одном магазине большой торговой сети Киева. Причин моего консерватизма две: круглосуточность и.... не знаю как, но персонал просто выполняет свою работу хорошо. Так же хорошо, как это делают работники ЛЮБОГО парижского супермаркета: не хамят, не обвешивают, делают вид, что рады тебе. А может и правда рады. Не суть. Улыбаются.
В общем, персонал каждодневно на протяжении долгих лет держит репутацию конкретной витрины, точки и всей сети.
Сегодня я выбирал замороженного судака, который был представлен в двух видах — до 30 и более 30 сантиметров. Цена одного от другого отличалась аж на 25%. Выбрав рыбу подешевле, я пошёл к стойке с весами, дабы мне наклеили стоимость.
Почему-то я увидел незнакомую мне продавщицу предпенсионного возраста. «Видать, новенькая» — подумал я, но не придал этому значения, ибо рядом с ней суетился хорошо мне знакомый парень из торгового зала, который множество раз помогал мне подбирать овощи и фрукты.
Получив назад свой пакет с наклейкой и глянув на неё, я понял, что тётка таки ошиблась, влупив мне стоимость рыбы, которая дороже. Что ж, бывает.
На моё замечание она лихо взялась перевешивать и объяснять, что это не её прилавок, она вообще не в рыбном отделе и ей ничего не объяснили. Паренёк из торгового зала начал ей что-то вежливо растолковывать.
И вот тут от неё прозвучала сакраментальная фраза:
«Хлавное, шо не себе в убыток».
Парень как-то замолчал и переспросил: «Что?»
Она повторила: «Я хаварю, хлавное, шо не себе в убыток. Не магазину ш убытки». И УЛЫБНУЛАСЬ.
Мне даже на секунду показалось, что эта тётя сошла с чёрно-белой фотографии километровой очереди в советский гастроном: обвесили? нахамили? скажи спасибо, что вообще смог купить!
Мои взгляды с парнем пересеклись и, думаю, мы друг друга поняли. Потому я просто пошёл дальше, оставив их вдвоём.
И вот мне вспомнилась история про нашего эмигранта, который нашёл работу в Израиле в бакалейной точке. Я не помню, где я её услышал, но суть вот в чём. Эмигрант похвастался хозяину, что, обвешивая перед каким-то праздником каждого покупателя на 100-200 грамм, он дополнительно принёс ему прибыли 1000 долларов. Хозяин даже бровью не повёл и уволил персонажа. А потом в течении всей следующей недели спрашивал у каждого посетителя — не покупал ли он перед праздником у него в лавке что-то, сетовал на поломавшиеся весы и возвращал деньги. Либо досыпал бесплатно продукции.
И вот эта тётя за прилавком, по-моему, типичнейший пример целой прослойки наших граждан, которые не могут установить причинно-следственную связь между неспособностью нормально трудиться и плохим состоянием своего предприятия.
Потом эти граждане идут домой и ноют: власть не такая, чиновники не такие, покупатели/клиенты — уроды.
Ужас в том, что эти же граждане потом шагают на выборы и свою личную безответственность размазывают тонким слоем по всему украинскому народу, голосуя за популистические лозунги/гречку/коммунизм и прочее. Лишь бы вот здесь и сейчас не себе в убыток.
И, как мне кажется, основной недостаток демократии именно в том, что чем выше и коллективнее уровень принятия решений — тем больше личная безответственность.
Вот и выходит, что для движения всей страны к цивилизации нужен героизм отдельных магазинов, продавцов, чиновников, небольших групп реформаторов, отдельных бригад и воинских подразделений. Отдельных бойцов, наконец.
Думаю, что так было всегда и это нормальный эволюционный процесс. И степень зрелости демократии определяется не числом проголосовавших граждан, а количеством ответственных среди проголосовавших.
Теперь гложет одна мысль: а вдруг и я где-то так же безответственен?