В детстве мой отец любил меня пугать тем, что в последний вагон метро садиться нельзя, ибо туннельная крыса непременно утянет к себе в логово. Мол, именно по этой причине ощущается постоянная острая нехватка кадров — электриков, монтажников и т.п. Пропадают.

Я давно вырос. И теперь веду себя точно так же, однако в отношении взрослых людей: ожидая совместно с кем-то электропоезд, я с абсолютно серьёзным лицом рассказываю эту басню, сдабривая её фразой, что метрорабочие никогда не ходят по туннелям в одиночку. Люблю наблюдать, как округляются глаза, непроизвольно открывается рот и человек с ужасом начинает поглядывать на зияющее отверстие.

Чего Вы улыбаетесь? Если взрослые люди верят в экстрасенсов, телепатию и даже не смеются при просмотре подобных передач, то почему бы не поверить в крыс размером с бульдога?

Однако, эти выдуманные сказки меркнут в сравнении с реальными загадками подземного царства.

Вообще, эту заметку я даже писать не хотел. Думал, предупрежу про непонятки на станции метро Лукьяновская на своей странице в фб и дело с концом.

Но потом вспомнил историю про работников станции метро Минская, которые за 1,5 года украли 1,2 млн. гривен. Схема была проста — им казалось, что количество проданных жетонов учитывается только на самой станции и нет единой центральной системы, отслеживающей количество проданных синих кружочков. Попались, в общем.

Потом припомнилась недавняя история про фальшивые билеты в киевском наземном транспорте: якобы водитель сам их напечатал и продавал. Невнимательный пассажир не замечал подлога.

Киевпастрансовцы клянутся, что будут контролировать водителей мобильными группами и паяльниками реагированием на замечания пассажиров.

И вот, несколько дней назад на станции метро Лукьяновская моя знакомая решила купить в автомате 5 жетонов на 20 гривен. После проглатывания купюры механизм выдал ей 4 жетона и ... 10 копеек. Она очень спешила, потому не среагировала, а сгребла всё в кучу и побежала по делам.

Однако эта история приключилась с ней там же во второй раз. Подозвав к себе работницу станции, она указала ей на несоответствие. Тётенька несказанно удивилась и сказала, что может пригласить полицейского для выяснения. Моя знакомая горячо закивала головой и потребовала полицию. Тётенька с абсолютным покерфейсом моментально молча выдала настоящий жетон. Знакомая предложила работнице забрать те 10 копеек, что вывалились, но та отказалась. И добавила, что, видимо, автомат жетон просто не додал, а 10 копеек просто лежали в нише жетоноподавателя.

Ага-да.

Я не хочу никого обвинять, тем более, что мне лень самостоятельно ехать на Лукьяновку, искать кучу двадцатигривневых купюр и совать их во все автоматы, что я там найду. Но мне не лень написать этот текст, перепостить себе его в фейсбук и тагнуть Киевский метрополитен.

Я даже смею предположить, что автомат и правда сломался и вместо 5 жетонов выдаёт 4.

Но, согласитесь, возможная коррупционная схема красива: счётчик регулярно отсчитывает 5 упавших жетонов и на экране руководства метрополитена — всё ок. Вот только на «пустом» месте возникает 3 гривни 90 копеек «прибыли» от обманутых пассажиров.

Часто ли спешащие люди ругаются по такой мелочёвке, тем более ожидая ответ от работника станции, что это автомат сломался?

Но мораль истории совсем другая.

Я как-то писал , что в одной из известных продуктовых торговых сетей продавщица в рыбном отделе типа ненароком обвесила меня раза в два. При том, что я не указал названия сети, на меня всё равно вышла прес-служба и уточнила, не их ли я имел в виду. В итоге, в том магазине уже нет тёти, зато есть фасованная взвешенная рыба с чёткими ценниками.

Автоматизацией исключили возможную ошибку. Сеть не заинтересована в том, чтобы её репутацию гробил человеческий фактор — случайно или «для личной выгоды».

Так вот.

Я от руководства города Киева который год регулярно слушаю басни про новую транспортну систему, но единый электронный билет, как в Париже, ввести упорно не могут. Вырабатывают концепции, собирают круглые столы, грозятся отменять жетоны.

Ребят, не смешно.

ХХІ век на дворе. У нас крутезные айтишники. Оплатите их работу один раз. Закупите валидаторы. Я даже думаю, что наша электронная недопромышленность способна освоить их выпуск.

Уберите бумажные билеты, пластиковые жетоны, а всех тёть и дядь переформируйте в нормальные группы контроля по 5 человек с газовыми балончиками, чтобы зайцы их по голове не били. Да, в Париже именно так. Я ни разу не видел, чтобы попавшийся безбилетчик огрызался или убегал. Чревато.

Да, я на диване. И да, я не эксперт в данном вопросе.

Но у меня в голове не укладывается, почему я столько лет слышу сплошные отговорки.

Достало.