Реформировать правоохранительную систему пытаются со начала Майдана, но по факту, смогли побороть только ГАИ и ППС (просто разогнав и заменив полицией), и немного другие подразделения МВД, проведя переаттестацию. А вот с реформой прокуратуры и судов не сложилось: все генпрокуроры без исключения занимались саботированием любых перемен в их ведомстве. Даже «бриллиантовых прокуроров» и тех отмазали. При этом ни с какой стороны к этому монстру реформаторам подступится не получается. Более того, возникают довольно глупые уголовные дела против борцов за реформы в прокуратуре.
А причина на мой взгляд деле очень проста: где-то в недрах органов на каждого (или почти на каждого) депутата, олигарха, крупного чиновника и прочих уважаемы людей, лежит своя папочка с очень интересной информацией. Например с номерами счетов, проводками и названиями статей УК, под которые эти проводки попадают. Причем общепринятым есть мнение, что даже если ты о такой папке не знаешь, это не значит, что ее нет.
А вот теперь представьте страх всех этих людей, что генпрокуратуру возглавит кто-то не из системы. Любой плохо контролируемый человек. И этот человек начнет «наугад» вытаскивать папочки и давать им ход. И фигурант поднятого «дела», быстро поймет, что единственный способ договорится со следствием – это сотрудничать. И вот тогда он начнет рассказывать много и интересно. В результате начнут расти другие «папочки» и прорастать в реальные «дела». Это же полный крах и без того хрупкой политической системы со всеми полуфразами и договоренностями. Кто ж на такое в здравом уме пойдет?!
Вот и получается, что генпрокурор у нас всегда человек системы, а «несистемных» успешно выживают из органов.
Выход (разумеется) прост, но как обычно невозможен: если дать депутатам и связанным с ними людям гарантии, того, что если они проголосуют за реальные реформы прокуратуры и судебной системы, создав таким образом основу правового государства, то «их» папки будут уничтожены, голосовать будут всеми конечностями. Но тот, кто имеет полномочия РЕАЛЬНО уничтожить такие дела, не захочет терять этот инструмент контроля. А с другой стороны, даже начало этого разговора приведет к тому, что активизируются такая фейсбучная армия с криками про «зраду», что похоронит рейтинг любой политической силы.
Второй выход заключается в том, чтобы завершить радикальное обновление политической системы, которое начал Майдан. Однако демократические выборы как всегда упрутся в то, что придут практически те же, поскольку только люди из старых «схем» обладают достаточным ресурсом. Но среди них попадет и некоторое количество новых людей, которые самим фактом своего присутствия и внимания, направленного в сторону судебной и правоохранительной системы. Результат такого внимания конечно ни как не сопоставим с полноценными реформами, но все же самые одиозные решения исчезнут, что тоже лучше, чем ничего. Причем если такой контроль не усилится, то обновление власти произойдет возможно вполне насильственным путем, после чего депутаты не факт, что физически смогут учувствовать в следующих выборах (тяжело агитировать будучи расстрелянным)
Третий выход в усилении общественного контроля. Такое усиление с одной стороны оставит неприкосновенной «папочную» систему политики с одной стороны (то есть действующим политикам нечего опасаться), но при этом сильно сократит количество незаконных действий со стороны прокуроров. Причем контроль должен быть на столько сильным и тотальным, чтоб сделать практически невозможным практически любой незаконный чих прокуратуры.
Наиболее желаемым мне кажется именно третий вариант. Или в крайнем случае совмещение третьего и второго. Но если наши власти будут и дальше их гасить, то они окажутся в сценарии недобровольного отстранения, возможно с массовыми казнями политиков. Чего не хочется ни мне ни тем более им (хотя хочется все бОльшему числу простых украинцев, что настораживает)