Эта неделя помимо разгона митингующих под мэрией в Одессе и расстрела банка Південний запомнилась идеей создания муниципального телевидения. Что в этой идее не так? Логично, если бы она прозвучала от представителей большинства, так как именно они определяют распределение городского бюджета и выбирают на какие целевые программы выделить больше, а на какие меньше. Ее ж озвучил депутат городского совета, номер один на прошедших выборах от партии БПП-Солидарность Саша Боровик, который не пользуется поддержкой ни в городском совете, ни в своей партии. Какой бы ни был финальный документ, который нужно будет провести, и.о. заместителя главы ОГА придется приложить много усилий, чтобы собрать под свою инициативу достаточное количество голосов.
Что же имеется в виду под «муниципальны м телевидением»? Вариантов конечного формата, который может быть предложен для голосования – масса. От рупора власти на подобии канала «Рада», на котором будут транслироваться заседания горсовета, исполкома, комиссий, отчитываться за проделанную работу главы КП до вполне самостоятельного канала с собственной редакционной политикой на подобии Сусп ільного под руководством Зураба Аласании. Саша говорит, что если получится сделать что-то на подобии BBC , то какая разница кто это профинансирует?
Возникает два вопроса
- Получится ли сделать BBC ?
- Так ли не имеет значения, откуда придут деньги?
На самом деле, профессиональный менеджмент, которым могут похвастаться западные государственные компании – это многолетние традиции управления, защищенные правом и большим количеством сопроводительной документации. Кроме того, в Европе компании сотрудничают с властью по принципам New Public Management , где руководителя не назначают, а подписывают с ним профессиональный контракт. Таким образом, он имеет все возможности любого топ-менеджера по управлению публичным имуществом и публичными средствами. Финансирование того же BBC происходит не через бюджет, а выводится отдельной статей, на которую политики и чиновники не могут напрямую повлиять.
Создание подобной структуры в Украине – будет инновацией, которой позавидуют даже в соседних Болгарии или Польше. Интриги добавляет тот факт, что муниципальное телевидение будет региональным, что является большой редкостью для серьезных журналистских проектов с заявкой на независимое управление и финансирование.
Будь я на месте одес c ких политиков, которые умудряются вполне законно проводить такие вещи, про которые пишет Алексей Черный, я бы сделал все, чтобы проект такого телевидения стал ручным и комфортным для сосуществования.
Леонид Штекель считает, что говорить о профессиональном независимом телевидении без крепкого среднего класса, который испытывает потребность в качественной информации, не имеет смысла. В конечном счете, содержание телеканала – дорогостоящее удовольствие, которое должно оправдывать свои вложения.
Николай Покровский в дискуссии на моей странице в фейсбуке признается, что ни один проект общественного или муниципального телевидения не вызвал особого интереса в профессиональной среде. Причины могут быть разные, кто-то не верит в то, что телевидение по своей природе может быть независимым, кто-то не видит реальных механизмов финансирования, кто-то уверен, что существующая информационная среда итак достаточно насыщенна качественным информационным продуктом.
Муниципальное телевидение, как бы оно ни было представлено, вполне правдоподобно может стать чем-то наподобие муниципальной газеты «Одесский вестник», не добавив городской власти ни публичности, ни прозрачности, ни контролируемости со стороны громады.
Есть ли будущее у муниципального телевидения без внедрения принципов New Public Management в управление коммунальными предприятиями? Уверен, что нет.
Поэтому если и начинать что-то менять, то подходы к управлению и финансированию городских предприятий. Без этого декларирование идеалов и высоких стандартов на деле закончится так же, как и все остальные проекты, подчиняющиеся напрямую мэрии. В особенности, когда речь о такой сфере, как журналистика.