Ключевой ошибкой бюджета 2021 является уже традиционное для Украины нарушение самой базовой логики его формирования, когда для развития расходной части, необходимо сначала создать предпосылки для естественного роста части доходной.
А естественный рост доходов может быть достигнут исключительно за счет создания соответствующих условия для развития и работы бизнеса в стране, активации инвестора внутреннего и привлечения инвестора внешнего.
Мы же наблюдаем обратную логику в исполнении Минфина, когда увеличение доходной части планируется в основном за счет увеличения фискального давления (рост минимальной заработной платы не приведет к увеличению доходов граждан, но увеличит издержки работодателей), что само по себе, в период экономического кризиса и падения экономики, способно привести лишь к еще большему угнетению предпринимательской активности, дальнейшему росту безработицы и, как следствие, социальному напряжению, которое уже находится в «красной зоне».
Программа портфельных гарантий в размере 10 млрд грн и компенсация процентов по кредитам для малого и среднего предпринимательства в размере 2 млрд грн. является продолжение политики поддержки МСБ, но, по прежнему, являются механизмом достаточно сложным, что бы его можно было назвать существенным по воздействию инструментом на рост экономического развития.
Вопрос упирается в требования коммерческих банков, которые, в большинстве случаев, не позволяют малым и средним компаниям получить анонсированные правительством доступные деньги.
При этом, стоит всегда помнить важный макроэкономический закон- увеличение государственных расходов, ведет к сокращению инвестиций, а значит вкладывать средства в масштабную реконструкцию дорог нужно продуманно и сбалансированно.
Малый и средний бизнес, по прежнему, ждет от власти нормализацию налогового законодательства по части снижения фискальной нагрузки, упрощения администрирования, а так же снижения влияния на деятельность бизнеса со стороны силовых органов.
Но, к сожалению, пока мы видим лишь обратные шаги.