«Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?» — писал когда-то прозаик и журналист Сергей Довлатов. И действительно: очень сложно найти тонкую грань между ответственностью правительства и каждого конкретного гражданина, своим бездействием легитимизирующего правящий режим.



Процесс денацификации Германии: немецких граждан наиболее доходчивым образом знакомят с последствиями их голосования в 1932 году.

Государственные преступления всегда совершает меньшинство, правящая верхушка. Десятки тысяч палачей сжигали людей в лагерях смерти, а миллионы бюргеров разве что удивлялись странному запаху, доносящемуся от непонятных закрытых военных объектов на окраинах городов. Миллионы советских граждан верили, что против их государства развернуты троцкистско-фашистские и англо-японские шпионские сети, опутавшие едва ли не все государство. За примерами далеко ходить не надо и сегодня: абсолютное большинство населения России также верит во всемирный заговор против своего государства, в сказки о «государственном перевороте в Украине» и злых «биндеровцев, истребляющих русскоязычное население Востока Украины».

Или все же нет? Как немцы могли не заметить исчезновение с улиц городов всех цыган и евреев? Разве мог советский человек поверить, что его сослуживцы и соседи по квартире были сплошь врагами народа? Неужели современный россиянин не видит очевидных несостыковок в картине мира, предлагаемой федеральными телеканалами?

Однако здесь мы попадаем в еще одну ловушку сознания: ложное убеждение, что большинство людей пассионарны.На самом же деле, 80-85% населения — всегда пассивные наблюдатели любого общественного процесса. Будь это жители США, Судана или Монголии — подавляющее большинство людей не готово делать что-то для изменения картины мира. В демократических государствах свое недовольство эти люди будут выражать на выборах и в соц. сетях, в авторитарных — тихо ругать власть на кухнях, в тоталитарных — обвинять во всех бедах внешних и внутренних врагов.

Ответственны ли эти люди за действия преступных режимов? Лишь в той степени, в которой дерево ответственно за то, что не может ходить.

Стоит избегать и другого соблазна: последовать примеру Родиона Раскольникова и начать делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». У пассионариев нет особенных прав, у них особая ответственность — ответственность за изменение мира.

Поэтому ответственность за судьбу государства и за все его деяния несет именно пассионарное меньшинство, ведь из его среды и выходят как представители элиты, так и контрэлиты, создавая (или не создавая) системы сдерживания и противовесов. Следовательно, одновременно существует как коллективная ответственность, так и коллективная безответственность. Первую несут 15% населения (те самые, которые выходили на Евромайдан, делали Февральскую Революцию и брали Бастилию), а вторую — те 85%, которые в это время сидели у теплого камина дома. И выбор брать на себя ответственность или не брать лежит на каждом из нас.