Некоторые экономические процессы оценивать очень просто. Так было с кризисом 2014-2016 г., который более чем вдвое сократил капитализацию украинской экономики. Не нужно было быть экспертом, чтобы понимать масштабы экономической катастрофы этого времени. Куда сложнее анализировать текущий этап экономического развития Украины, диалектически сочетающий в себе процессы роста и деградации.


В 2018 году экономика Украины, в целом, росла. Точнее, пыталась выйти на уровень 2013 года. В то же время, характерной чертой времени стала разнонаправленность развития — некоторые отрасли показывают быстрое восстановление, в то время как другие заметно отстают. Рассмотрим ситуацию детально.

Промышленное производство. Наиболее тревожный признак нынешнего экономического периода — в Украине почти не растет промпроизводство, являющееся одним из основных локомотивов экономики. Более того, в большинстве отраслей промышленности продолжается падение.

ВВП Украины восстанавливается значительно быстрее, чем промышленное производство.

За счет чего же растет ВВП, если промышленность, основа экономики, падает? Рост происходит за счет увеличения потребления, стимулирующего сферу услуг, хороших показателей аграриев и увеличивающихся государственных расходов.


Резкий рост потребления при отсутствии роста производства — признак накапливающихся дисбалансов в экономике.

Рынок труда.
2018 год был первым полным годом действия безвизового режима с Европейским Союзом. Кроме того, ряд государств Евросоюза (Польша, Чехия, Германия) существенно упростили условия трудоустройства для иностранных граждан.

Миграцию принято считать процессом негативном, но в краткосрочной перспективе трудовая миграция оказывает положительное влияние. Благодаря трудовой миграции:

1. Более чем на 15% выросла реальная средняя зарплата. Работодатель, испугавшись дефицита кадров, вынужден повышать реальный заработок рабочих, стимулируя их остаться в Украине.

2. В Украину было переведено более 11 млрд долларов валюты, что позволило удержать стабильный валютный курс. Поступления валюты от мигрантов спасают платежный баланс Украины, страдающий от отсутствия серьезных иностранных инвестиций.


Реальная средняя зарплата в долларовом эквиваленте увеличилась с 282 до 330 долларов. Тем не менее этот показатель остается одним из самых низких в Европе.


Монетарная политика. Регулятор в этом году продолжил осуществлять неолиберальную монетарную политику, удерживая инфляцию ценой экономического роста.

Высокие цены на сырье и урожаи аграриев помогли удержать курс валюты. А вот со сдерживанием роста цен получилось так себе. Инфляция по итогам года все равно превысит 10%. И причина повышения цен лежит не в монетарной плоскости: рост коммунальных тарифов, волатильность курса доллара и критическая зависимость Украины от цен на сырье делает ежегодные планы НБУ по инфляции в 5-6% априори нереальными.

Наибольшая проблема существующей монетарной политики государства заключается в том, что банки не выполняют свою основную функцию — кредитование экономики. Отсутствие кредитов для бизнеса связано с тремя причинами:

  1. Законодательные дыры и плачевное состояние судебной системы. Банки попросту опасаются давать деньги заемщикам (особенно крупным), учитывая риск невозврата средств.
  2. Высокая учетная ставка НБУ. Учетная ставка НБУ составляет 18%. То есть банки могут брать кредиты у регулятора под 18% годовых. Это означает, что стоимость кредита для заемщика, с учетом компенсации затрат и прибыли самого банка, будет составлять не меньше чем 25% годовых. Лишь единицы украинских предприятий могут себе позволить брать деньги в долг под такой процент.
  3. Государство, как крупнейший заемщик. Правительство берет в долг свободные деньги банков, выплачивая 20% годовых по облигациям внутреннего государственного займа. В результате на банковском рынке образовалась следующая схема: банк берет деньги у вкладчика под 13-14% годовых и размещает их в государственные облигации под 20%. Банки получают прибыль, а бюджет — постоянную подпитку деньгами. В минусе остается реальный сектор экономики, кредитование которого куда как рискованней и затратнее, чем вложение средств в государственные облигации.


Фискальная политика. Без значительных изменений. Весь 2018 год активно обсуждалось введение налога на выведенный капитал, но власть так и не решилась на эту реформу. Налоговое давление на бизнес остается значительным, а налоговое администрирование — одним из самых неудобных в Европе.

Внешний долг. Долговая нагрузка Украины остается критической. Мы по-прежнему зависимы от кредитов МВФ и других международных финансовых организаций. Да, объем долга по отношению к ВВП несколько снизился, но до полного финансового оздоровления очень далеко. Рано или поздно, Украине придется пройти через еще одну реструктуризацию внешних долгов.

Итоги и прогнозы.
2018 год в украинской экономике не был ни годом провалов, ни годом крупных достижений. Это был год вялого восстановления после масштабного кризиса. Экономическая система Украины нашла точки опоры (аграрии, развитие сферы услуг, валютные переводы трудовых мигрантов), однако большинство проблем остаются нерешенными, что приводит к накоплению макроэкономических дисбалансов. Отсутствие роста промышленного производства и масштабных внешних инвестиций сигнализируют о шаткости процесса восстановления. Любое сильное потрясение (обострение на Востоке Украины, политическая нестабильность, падение цен на сырье, мировой финансовый кризис) может легко обрушить украинскую экономику до уровня 2015 года.

Окно возможностей для быстрого реформирования украинской экономики по центрально-европейскому варианту окончательно закрылось. И 2019 будет скорее годом, когда основной задачей будет сохранение макроэкономической стабильности и выход к 2020 году с минимальными потерями. И только в 2020 году, после начала нового избирательного цикла, появятся новые возможности для реформирования государства. Если, конечно, у избранной украинской власти будет воля и желание ими воспользоваться.


Нравятся дайджесты и аналитика от Каракума? Подписывайся на телеграм-канал https://t.me/etokarakum чтобы ничего не пропустить!