В качестве заголовка для этого текста я взял кусочек фразы из недавнего поста Романа Доника. Цитирую: «Упрекать сейчас Донбасс – это как пилить опилки». Но я не буду сейчас полемизировать с уважаемым мною человеком, тем более, некоторые его мысли и выводы совпадают с моими. Просто, оттолкнувшись от его размышлений, я решил поговорить о наиболее распространенных ошибках тех, кто сейчас с позиции строительства независимой, процветающей Украины будущего говорит о населении Донбасса или, если быть точнее, оккупированной его части.

1. Очень многие из таких «писателей» не избегают соблазна представлять тех, кто живет в данный момент на территории «молодых республик», как однородную массу одинаково мыслящих сторонников «русского мира». Мол, все настоящие украинцы оттуда уже уехали, поэтому в Луганске и Донецке осталась только «вата». Нет, это неправда. Не устаю повторять: «Не все, кто уехал, являются сторонниками независимой Украины. Не все, кто ненавидит всей душой новую реальность „ЛНР“ и „ДНР“, имеют возможность уехать».

Кроме того, даже если оставить в стороне сугубо проукраинскую прослойку населения, все остальные жители Донбасса тоже не являются чем-то гомогенным, там намешано всякого и разного. Более подробно об этом говорится в моей статье полугодичной давности (часть первая и часть вторая). В данный момент достаточно сказать, что население Донбасса по сути дела не пророссийское, а просоветское. Их идеал не Российская империя, как таковая, а Советский Союз середины 60-х – начала 80-х годов. То есть те жирные годы развитого социализма, когда всё (с точки зрения неизбалованного достатком обывателя) было и ничего за это не было (ни лагерей, ни серьезных репрессий).

2. Людей, подобных тем, кто составляет формальную опору (настоящая опора «ЛНР» и «ДНР» – циничные прагматики с криминальным и полукриминальным прошлым, но в численном выражении – они капля в людском море) режимам Захарченко и Плотницкого, огромное количество во всех остальных регионах Украины. Буквально несколько часов назад я ехал по глубинке Черниговской области на маршрутном автобусе и был свидетелем разговора мужчины и женщины пенсионного возраста. Если отвлечься от того, что они говорили на украинском языке, то это были один в один все те же речи, которые я не раз слышал и в луганском общественном транспорте. Сходные ностальгические воспоминания о том, как замечательно было раньше до «независимости». Та же ненависть к украинской власти, сдобренная антисемитизмом и антиамериканизмом. И даже все те же высказывания в духе «Путин не виноват». «Липецкая фабрика» и «Вальцман», кстати, тоже присутствовали. Вы ведь в курсе, что это любимые темы разговоров и для «ватников» Донбасса?

Да, скорее всего, таких людей, чем дальше на запад, тем меньше в общей массе населения. А в индустриальном Донбассе, который «при советах» реально жил лучше многих других регионов и поэтому от деиндустриализации 1991-2013 годов пострадал сильнее других, их особенно много. Но это все равно не дает права делить регионы Украины на «овец и козлищ». За одни, мол, надо бороться, а от других не жалко и избавиться. Четкой границы между «нами» и «ними» нет.

Я вам вот что скажу. Советских людей или, как часто говорят, «совков» в Украине гораздо больше, чем обычно принято думать. Вы читали экономическую программу партии, которую создал «Азов»? Индустриальная Украина образца 1991 года у этих господ – стратегическая цель и образец для подражания, включая, в том числе, поголовную государственную собственность на фабрики и заводы. Товарищ Симоненко должен уже начинать кусать локти. У него появились достойные конкуренты.

Определенная часть «советских людей» независимой Украины отличается от им подобных на территории РФ всего несколькими чертами. И да, родной язык, увы, ничего принципиально не меняет. В остальном – все та же культурная зашоренность, гомо- и прочие ксенофобии, интеллект на уровне, не поддающемся измерению, все тот же вывернутый в прошлое взгляд и, как следствие, абсолютное отсутствие видения будущего. Именно такие люди составляют большинство среди избирателей Украины. Результаты налицо.

3. Когда пишут о каких-нибудь массовых акциях с участием населения по ту сторону линия размежевания и сравнивают их с тем, что происходит по эту, совершенно забывают о разнице в окружающей обстановке.

Вы знаете, что соотношение количества полицаев и прочих коллаборационистов, сотрудничавших с нацистскими оккупантами в годы войны, к общему населению республик на Украине было на порядок выше, чем в Российской федерации. Некоторые русские фашисты наших дней используют эту статистику для того, чтобы делать выводы о природной склонности украинцев к предательству. Они, правда, забывают о том, что территория Украины была занята врагом полностью и не один год, а РСФСР только краешком и сравнительно недолго. Если бы оккупации подверглась вся территория России, еще не факт, где предателей было бы больше.

Точно так же и сейчас. Жители Запорожской и Харьковской области, к счастью, не стоят перед моральным выбором – шагать на объявленный властью митинг или идти на подвал, а дончане – да. Пускай не сразу на подвал, лишиться заработка в условиях, когда ты – единственный кормилец семьи из трех-четырех человек, тоже серьезная угроза. Помнится, весной этого года я не подписал письмо-жалобу в ООН на «украинских фашистов», которое распространяли на моей работе. После моего отказа точно так же поступило большинство моих коллег, но все равно несколько дней мне было немного «стремно». И я не буду огульно осуждать всех, кто в Донецке вышел на похороны человека-телефона. Если бы в 2014 году события разворачивались бы немного по-другому, и сейчас существовали какие-нибудь «ХНР» и «ЗНР», мы бы, я уверен, были бы свидетелями таких же массовых митингов в поддержку местного «фюрера» в Харькове и Запорожье

Недавно прочел описание замечательного эксперимента. В клетку поместили пять обезьян. Через какое-то время к потолку клетки подвесили связку бананов. Как только одна из обезьян попыталась полезть и сорвать бананы, всех обезьян (!) окатили холодной водой. После третьей попытки достать еду сами участницы эксперимента начали поддерживать порядок – никому не позволяли «совершать подвиги». Вскоре одну обезьяну убрали, заменив ее, новенькой. Она попыталась полезть за бананами, но ей быстро объяснили, как в данной клетке положено себя вести. Самое замечательное, что когда постепенно всех обезьян заменили и в ней не осталось ни одной, которая пережила бы холодный душ, все равно порядок действий остался неизменным – «у нас так не принято».

Вы думаете, люди серьезно отличаются от этих обезьян? Увы, в большинстве своем мы по-прежнему подвержены стадному чувству. Так что не надо пилить опилки. Давайте я вам выпишу командировку в Донецк или Луганск. Посмотрим, как вы будете себя вести в окружении обезьяньего стада!

4. Очень серьезную логическую ошибку делают те, кто, рассуждает о том, что будет в случае, когда оккупированные территории вернуться в родную гавань, в таком духе, словно это произойдет в течение одной ночи. Еще сегодня жители «ЛНР» и «ДНР» ходят на «антиукропские» митинги, а завтра в Луганске и Донецке развеваются украинские флаги. Роман Доник, кстати, в упомянутом мною посте тоже отчасти не ушел от этого стереотипа. Так вот, дорогие мои, не смотря на то, что интернетом гуляет множество всевозможных версий того, как будут разворачиваться события войны с РФ дальше, возможных исходов по сути всего два.

В первом случае мы проиграем. Вот эти вот «советские люди» разных мастей не мытьем так катаньем таки продавят свою точку зрения, что пора заключать мир с Россией, что «пускай все будет как раньше». А ведь вы должны четко осознавать, что, когда всякие там студенты спрашивают у Главнокомандующего: «Когда же вы, наконец, окончите войну», когда об этом мечтает множество рядовых обывателей, утомленных новостями о войне, увеличением тарифов и плохим валютным курсом, то у Президента есть только один способ быстро выполнить это их желание. Просто взять и капитулировать. И не нужно тогда проводить никаких реформ ни в экономике, ни в армии, не нужно привыкать всем украинцам к «чуждым» нам европейским ценностям. И даже украинский язык Путин благосклонно разрешит использовать поклявшимся ему в верности украинцам. В Луганске до сих пор функционирует украинский драматический театр, ставятся пьесы. Дальше этого, конечно не идет, и за пение украинских песен пацанов из общежития университета кидают на подвал, но это уже детали.

И не важно, что мечты о том, что с наступлением мира с Россией вновь вернется эпоха стабильности и благополучия, низкие цены на энергоносители и доллар по восемь, окажутся иллюзией. У людей есть еще одно свойство, они с трудом признают свои глобальные ошибки. Они не могут сами себе признаться, что были идиотами. Вот и жители Донбасса считают, что они были правы, находя для себя утешение в сообщениях из Украины о том, как там «у них» плохо идут дела с проклятым Вальцманом во главе. Что ничего не меняется. Что Запад устал от Украины. Что коррупция сейчас больше, чем при Януковиче. Точно так же при победе «совков», при поражении проекта «Украина», «победители» найдут повод, даже находясь по горло в дерьме, утешаться тем, что ведь не по уши! Сами понимаете, что при таком сценарии вопрос об умонастроениях жителей Донбасса стоять не будет.

Но мы все же оптимисты, и верим, что такого не произойдет, что мы выстоим, победим. Конечно, это произойдет не быстро (хотя и не так медленно, как хотелось бы некоторым по ту сторону забора), но произойдет обязательно. И вы хоть на минутку представьте, какая ломка психики произойдет в этот период истории с жителями ныне оккупированных территорий! То, что казалось им незыблемым, рухнет… Это сравнимо с тем, что пережили жители Германии во время краха третьего рейха.

Не меньшим стрессом станет это и для «совков» остальной Украины. Ну и, что! Психика человеческая интересная штука. Они станут вас уверять, что всегда верили в будущее этой страны, «мова соловьина» и все такое. А те, что в Донецке и Луганске, еще и будут рассказывать, что тайно боролись с преступным режимом, каждое утро пели «Ще не вмерла», а по вечерам «Путин – ху**о!» Причем, они сами в это будут верить истово и горячо! И с этим ничего нельзя сделать. Такова жизнь.

5. Очень часто слышны предложения о том, чтобы строго наказать, лишить жителей Донбасса гражданства Украины или, как вариант, права избирать и быть избранными. В ответ хочу спросить, а как вы это себе представляете? Ну, реально… Концлагеря, колючая проволока, вышки по углам. Это что, вы мечтаете стать вертухаями? Вам не дают покоя лавры Лаврентия Берии?

Вы понимаете, что, когда запахнет жаренным, те, у кого руки реально в крови, аннигилируют в подпространство быстрее, чем я успею сказать слово «квиддич»? Кое-кто уже отправился в этот скорбный путь, хотя собирался, надо полагать, сделать это несколько иначе. Перед судами, если таковые будут, окажется масса людей, которые ни в чем кроме массового «одобрямса» в большинстве своем не будут виноваты. Да и суды… «А судьи кто?» Где вы возьмете столько толковых, судящих по закону и справедливости? Вы создайте для начала тот малый корпус судей, которых будет не стыдно подпускать к делам коррупционеров…

Что касается ограничения в избирательных правах людей причастных к деяниям на оккупированных территориях… Ну, во-первых, многие граждане, живущие в той же Центральной Украине, по умонастроениям ничуть не лучше. А, во-вторых, как вы собираетесь это делать? Ставьте перед собой реальные задачи.

В 2006 году я был членом избирательной комиссии. Мне довелось, в частности, ходить по квартирам с переносной урной для голосующих на дому. На моих глазах девочка с синдромом Дауна «проголосовала» за партию Януковича. А молодой мужчина с жуткой формой ДЦП, который всю свою жизнь пролежал в постели и не мог связно говорить, «выбрал», как ориентир, партию Витренко.

Сделайте что-то с нынешним избирательным законом, исходя из которого государство, не понятно в чьем лице, должно доказать, что кто-то не способен сделать осознанный выбор и потому должен быть лишен права участвовать в выборах, а не наоборот. Более того, исходя из логики закона, государство именно что обязано обеспечить каждому возможность проголосовать – и заключенному, и прикованному к постели в реанимации больному. А вы сделайте так, чтобы гражданин, наоборот, должен был предпринять усилия, чтобы обеспечить свое право быть избирателем. Хотя и в этом случае, боюсь, вас начнут травить правозащитники всего мира.

Увы, другого выхода, кроме как серьезно работать над изменением сознания наших сограждан, нет. Никто нам не пришлет по почте других избирателей, никто не даст права «перебирать харчами» – этот мне не нравится, поэтому к избирательным урнам его не пустим. Каковы критерии отбора? Кто будет выбирать тех, кто станет отсеивать «неблагонадежных»?

6. Последнее на сегодня. Очень часто интернетом путешествуют фантастические суммы финансовых вложений, которые необходимы для послевоенного восстановления Донбасса. После чего следует вопрошающее: «И мы должны выложить эту сумму из своего кармана? Этот гнилой Донбасс привел к войне, а мы должны платить?»

Мне всегда интересно, из какого пальца высосаны эти цифры? Кто эти неведомые эксперты, на каких фактах они основывались, какими методиками пользовались? Они учитывают те не очень значительные, но все же заметные усилия, которые оккупационная власть предпринимает для создания нужной картинки, и потому ремонтирует дороги, мосты и прочие объекты на территории «ЛНР» и «ДНР»?

И самое главное. Кто сказал, что порушенную индустрию Донбасса, все эти сейчас затопленные убыточные шахты, разбитые заводы, порезанные на металлолом станки и тому подобное надо восстанавливать? А, скорее всего, в эту экспертную оценку входят затраты на подобную ересь.

Позволю себе большую цитату из упомянутого мною поста Романа Доника: «И самая главная мысль в том, что это было. БЫЛО. В прошедшем времени. Сейчас нет, и уже никогда не будет. Потому что Донбасса, того самого, который упрекают, больше нет. И не будет». По-другому, но о том из буддийской мудрости: «Если вы стремитесь куда-то вернуться, это невозможно. Или это будете не вы, или вы придете не туда».

Я уже говорил выше, что в случае нашей победы это уже будут другие жители Донбасса. И экономическая модель этого региона будет уже другой. Последние достижения науки и технологии привели к тому, что в ближайшие годы только незначительная часть населения будет занята непосредственно производством материальных ценностей. И остальных, «лишних» людей придется занимать в обслуживании, в развлечениях. Неплохо помнить и об интеллектуальной, информационной, научной деятельности. Будущий Донбасс я вижу центром туризма, в том числе, экстремального. Как вам пейнтбольные сражения в руинах металлургического завода? А еще там будут университетские города и агропромышленные концерны. Но об этом как-нибудь в другой раз. Это пока не так актуально.

Не надо пилить опилки! Я понимаю, хочется иногда сорвать злость за собственные неудачи. Не стоит так делать, это не достойно порядочного человека. Стисните зубы, потерпите, оставьте в себе готовое сорваться проклятие. Подумайте лучше, где вы ошибались, что стоит сделать лучше. Сражение идет не за Донбасс или умонастроения его жителей. На кону будущее страны, в любви к которой вы клянетесь. Вот и делайте так, чтобы Украина процветала. Пока на той территории, которую она контролирует. Победите в этом, остальное получится само собой.