– Я могу обращаться, отец Александр?
Владимир Соловьев (телеведущий программы «Москва. Кремль. Путин„ на канале «Россия-1„
– Так точно!
Александр Волков (пресс-секретарь Патриарх РПЦ)
На прошлой неделе произошло можно сказать эпохальное событие, которого Украина добивалась с момента получения независимости. Синод Вселенского патриархата поддержал предоставление Томоса об автокефалии православной церкви в Украине. По сути, Томос пока не вручили, но сделан первый шаг, который предоставляет возможность для создания независимой от Москвы православной церкви в Украине.
В опубликованном решении Священного Синода всего пять пунктов:
1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.
2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.
3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.
4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.
5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.
Что это означает для Украины? Во-первых, впервые за 27 лет независимости Украина получает реальные процедурные возможности, способствующие созданию независимой от Российской Федерации православной церкви, самой большой церковной конфессии в стране. Во-вторых, несмотря на угрозы, звучащие со стороны Русской православной церкви, Синод Вселенского патриархата показал, что у него есть воля для принятия этого непростого коллегиального решения. Более того, фактически он берет под свой плотный контроль создание поместной церкви в Украине, что учитывая ситуацию в стране, не лишено смысла. Высокий уровень коррупции, раскол в обществе, подогреваемый извне, может, если пустить все на самотек, привести к профанации благого дела для Украины.
Восстановление Ставропигии в Украине говорит нам о том, что формально, на сегодняшний день, все украинские православные приходы переходят в подчинение Синоду Вселенского Патриархата. И, скажем так, опекать их будут непосредственно назначенные им экзархи. А экзархи парни не простые, с украинскими корнями, глубоко погрузившиеся в тему всех местных хитросплетений. Их на мякине не проведешь. Реальность такова, что до вручения Томоса фактически вводится внешнее управление УПЦ. Пока публично вмешиваться в решения сложившейся иерархической структуры украинских православных церквей никто не будет. Но если что-то пойдет не так, кто-то начнет по каким-либо причинам «перегибать палку», то представители Синода вправе принимать жесткие, в том числе и кадровые решения.
Третий пункт решения Синода фактически снимает наложенную РПЦ анафему с руководителей УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ за их стремление к независимости и приверженности к каноническим прерогативам Константинопольского Патриарха. Это означает, что они не только больше не в состоянии раскола, а то, что все храмы, находящиеся под их управлением и таинства, совершенные там, отныне каноничны. С одной стороны, исходя из текста решения Синода, их формально не признают структурными руководителями, что позволяет сдерживать личные амбиции и предостерегает от необдуманных решений. А с другой стороны нивелирует основное утверждение, что только РПЦ является единственной каноничной церковью в Украине, а посему решение об автокефалии надо обсуждать только с ее иерархами, а не с так называемыми раскольниками.
Более того, четвертый пункт вообще обнуляет структурную и территориальную иерархию до состояния 1686 года. Это снимает все препоны, которые воздвигала РПЦ для получения украинской православной церковью автокефалии. Теперь существующие церковные приходы, находящиеся на территории Украины, вправе сами принимать решения и участвовать в создании единой поместной церкви и ее структуризации. РПЦ потеряла основной рычаг давления на них и их паству. Ранее их основной аргумент состоял в том, что в случае ухода из-под их юрисдикции случится раскол, анафема и все таинства будут считаться не действительными. А это, согласитесь, существенный фактор, сдерживающий прихожан от решения в какую православную церковь ходить. Сейчас же, на фоне необъявленной войны РФ в отношении Украины, после такого решения Синода отток верующих, а следом за ними и приходов может значительно усилиться. Не могут же приходы остаться без паствы.
Правда это несколько длительный процесс и конечно он не требует каких-то быстрых радикальных решений, поэтому в пункте пятом Синод предостерегает от призывов насильно присваивать церковные объекты. И как оказалось не зря включили этот пункт.
Официальные лица в Российской Федерации после озвучения столь исторического решения заявили, что это провокация и уже собрались идти защищать православных от самих себя, в то время как вообще никто никого не собирался притеснять. Как в России умеют это делать нам всем известно по событиям на Донбассе и в Крыму. И не случайно по этому факту в РФ скоропалительно провели заседание Совета Безопасности, а в Минске срочно собирают Синод РПЦ. Решение о предоставлении в будущем автокефалии УПЦ, конечно же, угрозы безопасности такой огромной страны, как РФ не несет. Но зато существует реальная угроза империалистической российской экспансии, что, безусловно, не одно и тоже.
Автокефалия самой крупной конфессии в стране это еще один значительный шаг, укрепляющий независимость Украины. Сильное украинское государство ставит крест на амбициях по восстановлении Российской империи в прежних границах и напрочь подрывает ее идеологическую панславянскую концепцию. Кроме всего прочего, это большие деньги, треть всех приходов РПЦ приходится на Украину, а по количеству прихожан чуть ли не половина. А если еще появится в Беларуси автокефальная БПЦ, то РПЦ со временем совсем скукожится.
Российская Федерация своими заявлениями и действиями показывает, что просто так сдаваться она не намерена. Вероятность провокаций и разжигание религиозного конфликта в Украине очень высока. Это понимают и руководство страны. Президент Украины Петр Порошенко сразу обозначил позицию власти в этом вопросе: «Как только где увидите людей, которые будут призывать взять силой лавру, монастырь или храм, знайте, это – московская агентура. Ибо цель Кремля – разжечь в Украине религиозную войну. И это точно не мой план, не план украинского народа и не план украинского государства».
Претендующий на теневое влияние в стране, министр МВД Арсен Аваков сделал более жесткое заявление: «МВД обеспечит безопасность и правопорядок. Если возникнет необходимость противостоять экстремизму и религиозной вражде, будем действовать жестко. Пусть это не станет неожиданностью для всех горячих голов».
Вслед за светскими властями сделала свое заявление УПЦ Киевского Патриархата: «Те иерархи, духовенство и миряне, которые захотят, несмотря на все обстоятельства, в дальнейшем подчиняться Московскому Патриархату, имеют право на это. Русская Православная Церковь в Украине будет равноправно сосуществовать со всеми другими церквями и религиозными организациями, как это гарантировано Конституцией и законами нашего государства и международным правом».
Духовное лицо из РПЦ вид в профиль
Посмотрим, остановят ли эти заявления от провокаций и разжигания очередного конфликта. Но то, что РПЦ и Кремль своим противодействием одной Украиной точно не ограничится. Из России уже слышны призывы от некоторых церковных представителей о том, что не надо подчиняться решениям Священного Синода, что надо низложить и придать анафеме Вселенского патриарха Варфоломея и создать свои приходы и епархии в Константинополе.
Другими словами, вместо того чтобы принять участие в становлении УПЦ и тем самым еще больше сплотить православную церковь, РПЦ хочет внести раскол в православном мире, ставит под сомнение авторитет, необходимость и существование Вселенского патриархата и реально претендует на то, чтобы взять под свое единоначалие все православные поместные церкви Мира. Непомерные амбиции, смогут ли они их удовлетворить? Сомнительно, возможно частично, но точно в обозримом будущем будет о чем поговорить.