По старинным преданиям в селе Княжичи, стоящем недалеко от Киева, находилась одна из резиденций былинного персонажа Соловья-разбойника. Ныне это достаточно большой населенный пункт, где проживает более 6000 человек. Сейчас он застроен комфортабельными коттеджами, в которых проживают представители местных и киевских элит (для примера лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко владеет шестью участками в этом селе).

В этом тихом уютном местечке ночью 4 декабря произошла страшная трагедия. Перестрелка, в которой погибло по меньшей мере пять сотрудников трех разных подразделений украинского МВД.

Утром член коллегии МВД Украины, депутат Верховной Рады Антон Геращенко (человек достаточно близкий к министру Авакову) сообщил, что произошла ужасная трагедия. С его слов обстоятельства трагедии были таковы:

Уголовный розыск Киева работал над задержанием банды грабителей. Они получили оперативную информацию об очередном ограблении и совместно со спецподразделением КОРД (Корпус оперативної раптової дії) выехали в Княжичи. В строящемся частном доме были размещены полицейские-разведчики, задача которых была следить за обстановкой и подать команду на задержание бандитов. В это время в соседнем доме в автоматическом режиме сработала охранная сигнализация. На место прибыл наряд госслужбы охраны, который заметил и задержал двоих полицейских-разведчиков, думая, что они могут быть причастны к срабатыванию сигнализации в соседнем доме. В то же время группа захвата решила, что сотрудники разведки попали в беду, захвачены преступниками, которые их обнаружили и выехали на микроавтобусе на улицу, где сотрудники ДСО (Державна служба охорони) задержали полицейских-разведчиков. Далее, между сотрудниками ДСО и группой захвата произошла перестрелка, длившаяся несколько мгновений и унесшая пять жизней. Погибли двое сотрудников госслужбы охраны, двое полицейских-разведчиков и сотрудник спецподразделения КОРД, входивший в группу захвата.

Генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что прокуратура подозревает руководителей спецоперации в служебной халатности.

Что же на самом деле произошло в селе Княжичи? Служебная халатность, разгильдяйство и непрофессионализм подразделений МВД, или это нечто другое, «спецоперация» столичных «оборотней в погонах», которой ценой своей жизни помешали осуществиться простые парни из районного ДСО? Достаточно много вопросов возникает по фактам этой трагедии. Будут ли ответы?

Судя по позиции, которую занимают сейчас высокопоставленные чины Украины, истинную правду будет узнать тяжело. Руководство МВД собирается выделить семьям погибших по квартире и денежную компенсацию в размере 800000 грн. Далеко не каждой семье военных и сотрудников МВД, погибших в боевых действиях на Донбассе, государство выделяет такую щедрую компенсацию.

Попробуем проанализировать, что же все-таки произошло. В том, что бойцы спецподразделения КОРД были настоящими профессионалами сомневаться не приходится. В отличие от новой патрульной полиции, представителей которой набирали открытым конкурсом среди обычных граждан, КОРД создали на базе нескольких спецподразделений МВД. Среди профессионалов был жесткий конкурсный отбор, с ними работали спецы-инструкторы из ФБР (Федеральное бюро расследований) и представители ряда других спецслужб из США. В задачу этого нового-старого спецподразделения МВД входит в том числе разработка и проведение спецопераций по захвату опасных преступников, освобождение заложников, участие в антитеррористических операциях.

Могли ли люди, прошедшие специальную подготовку не разобраться, где полицейские, а где бандиты? Могли ли эти спецы, обученные освобождать заложников, просто так с ходу подъехать и сразу открыть стрельбу и уничтожить в том числе и якобы захваченных оперов-разведчиков? Этот версия от высокопоставленных чиновников вызывает большие сомнения.

В задачу КОРДа входит разработка специальных операций. Разработка подразумевает наличие утвержденного плана с различными вариантами развития ситуации при ходе операции, а так же у любой спецслужбы существует определенный протокол действий. Априори в действиях такого уровня спецподразделения не может быть решений, принятых с бухты-барахты.

Если это была действительно спецоперация, то почему ДСО не было поставлено в известность? Утверждение чиновников от МВД о том, что при спецоперации из-за секретности не ставятся в известность другие подразделения правоохранительных органов верно лишь отчасти. На самом деле при координации нет необходимости в раскрытии деталей операции, все довольно просто: в ДСО или другое подразделение присылается представитель из Главка, который уполномочен дать ту или иную команду на прекращение каких-либо действий, способных помешать развитию операции.

Допустим, по какой-то причине не прислали представителя в ДСО. В таком случае сработать должен быть другой фактор: при проведении операции наблюдатели ставятся не только около объекта, а и на подступах к нему, поэтому машину ДСО можно было или перехватить, или она должна была быть идентифицирована гораздо раньше ее подъезда к объекту операции. А уж выяснить, что это за машина, основание ее прибытия и чьи сотрудники в ней находятся для спецслужбы такого уровня минутное дело. Со слов установившего и озвучившего хронологию события генерального прокурора (в прошлом министра МВД) оказывается, время шло не на минуты, а на часы. В 1.52 сработала сигнализация, в 2.10 прибыл первый автомобиль ДСО, в 3.20 второй, а стрельба началась после 4 часов. Времени для того, чтобы установить принадлежность спецмашин, основание их прибытия более чем достаточно.

Была ли необходимость применять табельное оружие на поражение, если задержанных сотрудников просто посадили в спецавтомобиль и собирались куда-то вывозить. Даже если предположить, что на служебных полицейских машинах приехали преступники, угрозы жизни секретных сотрудников МВД в данный момент не было. А перехватить машину при движении было бы делом техники, маневром, не раз отработанным данной спецслужбой в ходе многочисленных тренировок.

В дальнейшем руководители полиции заявили, что находившуюся под наблюдением группу до зубов вооруженных предполагаемых грабителей, следовавших на двух автомобилях, уже после кровавого инцидента все-таки задержали. Но если они были под постоянным наблюдением, то почему тогда сотрудники ДСО были приняты за преступников?

Все эти рассуждения о возможной халатности и непрофессионализме имеют основание только в том случае, если это была спецоперация, проходившая по утвержденному плану в рамках разработанного специального протокола.

А если все же это была не спецоперация? Что тогда можно предположить? Кем на самом деле были задержанные позже люди?

Исходя из опубликованных фактов, есть еще одна версия событий. Криминальная, в которой «разведчики», прикрываемые сотрудниками КОРДа занимались темными делами. Тогда хронология события воспринимается следующим образом. После пришедшего на пульт сигнала о сработке сигнализации, наряд ДСО выехал на объект, там по следам, идущим от охраняемого объекта, находит и задерживает двух гражданских, якобы «разведчиков», у которых есть документы, характеризующие их принадлежность к МВД. В соответствии с протоколом этой службы приезжает второй автомобиль ДСО, для того, чтобы доставить задержанных в подразделение МВД. Далее события могли развиваться по двум вариантам.

Первый. Подъехавшие сотрудники спецподразделения КОРД пытались на месте решить вопрос без определенных законом формальностей, на офицерских «понтах». В ответ сержанты из ДСО решили соблюсти всю утвержденную законом процедуру, непосредственно доставив задержанных для протокольных мероприятий, за что собственно и поплатились жизнью.

Второй вариант. Не было никаких попыток «урегулировать» ситуацию с немедленным освобождением задержанных, а просто спецназ подъехал и сходу открыл огонь на поражение.

612af5d934-.jpg

С учетом того, что есть большие сомнения, что это действительно была спецоперация, для второй стороны ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы задержанные заговорили на допросах. Потому что сразу стало бы ясно, что никакой спецоперации в природе не существует. И тогда становится понятно, почему спецы, обученные освобождать заложников, профессионально их уничтожают.

В результате погибают два сержанта из ДСО и два офицера-«разведчика". Но есть и пятый погибший. Начальник управления КОРД майор Валецкий, официально в тот день находившийся на выходном. Как читатели думают, легко ли убить подготовленного, полностью экипированного офицера из полицейского спецназа? Нелегко. Попасть надо прямо в голову. При любом варианте событий вероятность убийства майора со стороны сержантов ДСО весьма низкая, потому что стрельба открывается неожиданно. Максимум, при той огневой мощи, которая была, в ответном огне его могли бы только ранить. Но по информации, просочившейся в прессу, труп майора оказался на значительном удалении от кровавого места событий. И действительно, судя по опубликованной фотографии, имеется ранение в ногу, а вторая пуля попала в голову. Как и почему погиб руководитель группы спецназа, кто произвел "контрольный выстрел", была ли его участь, наряду с "разведчиками", предрешена? Эти вопросы пока остаются без ответа.

Со стороны вся эта кровавая бойня выглядит как зачистка свидетелей, ниточки от которых могут привести к высокопоставленным сотрудникам МВД. Только достаточно высокого уровня чиновник мог задействовать такие силы. Имел ли к этому отношение непосредственно министр МВД Арсен Аваков? Неизвестно, возможно и не имел, но по избранной властью тактике действий есть основания полагать, что они не очень желают, чтобы правда выплыла наружу. Может это пресловутое желание защитить честь мундира? Хотя какое отношение к Авакову имеет "мундир"? Скорее может оказаться, что Некто, покрываемый властью в данной трагедии, может быть замешан с министром в каких-либо других интересных делах. В таком случае его действительно никак нельзя сдавать. Но тут, в силу резонансности событий, этому Некто необходимо поменьше волноваться, держать от себя подальше табельное оружие, да и вообще ходить осторожно, чтобы случайно не поскользнуться, желательно постоянно при этом оглядываясь по сторонам.

Как бы не развивались события дальше, в любом случае Украина вновь оказывается на пороге политического кризиса, который может привести по меньшей мере к досрочным парламентским выборам. А Арсен Аваков становится прекрасной мишенью-раздражителем, каким в свое время стал министр МВД Захарченко при президенте Януковиче.