«Мы вас, активистов, в землю закапывать будем
(Илья Кива, председатель профсоюза сотрудников МВД Украины)

Чем ближе выборы, тем больше накаляется ситуация в Украине. Только в течение последнего года в разных частях страны совершено более 50 нападений на общественных активистов, выступающих против произвола погрязших в коррупции местных властей. В ход идут самые грязные методы: уничтожение личного имущества, поджоги, нанесение тяжких телесных повреждений, покушения на убийство с применением кислоты, холодного и огнестрельного оружия, в итоге приводящие к тяжким увечьям и смертям потерпевших.

Большинство пострадавших – это гражданские активисты, журналисты, правозащитники, местные политические деятели, занимающие активную жизненную позицию, неравнодушные к будущему своей страны. Хотя преступления против активных граждан происходят практически по всей стране, основная масса совершается на юге страны, в частности в Одесской области.

14 нападений за год! Сергей Стерненко, Алина Радченко, Михаил Кузаконь, Олег Михайлик, Григорий Козьма, Виталий Устименко, Светлана Подпалая, Андрей Вагапов – это далеко не полный перечень пострадавших одесских активистов.

5bb31adf5f48d.jpg

На Сергея Стерненко с февраля по май 2018 года вообще совершено три нападения. Сначала его жестоко избили, потом в него стреляли, а в третий раз набросились с ножом. Сразу после первого нападения Сергей обратился в правоохранительные органы с требованием выделить ему государственную охрану, но получил отказ. Правоохранители посчитали, что его жизни ничего не угрожает. А нападения на него продолжились. В итоге Стерненко, защищая свою жизнь при третьем нападении, получив ножевое ранение начал обороняться, что в результате привело к смерти одного из нападавших. Второму повезло больше: будучи раненым, он успел скрыться.

Как же отреагировали одесские правоохранители? Думаете, они выделили Стерненко охрану? Отнюдь. Они начали обвинять во всем его, а охрану предоставили второму выжившему нападавшему. Одесские медики после вмешательства полиции фактически отказали Стерненко в лечении и тому пришлось срочно уехать в Киев. Только резонанс, вызванный этим событием, защитил гражданского активиста от произвола одесских правоохранителей, идущих на поводу местной власти, против которой активно выступал потерпевший. Расследование этого дела было передано из Одессы в Киев. С одной стороны, это пока несколько обезопасило активиста, а с другой – дело сейчас практически не расследуется.

На сегодняшний день есть две серьезные проблемы, угрожающие существованию государства Украина. С одной стороны, серьезную внешнюю угрозу представляет Российская Федерация, осуществившая военное вторжение в Украину и оккупировавшая часть страны, а с другой – существует внутренняя угроза: сращивание коррумпированной власти с криминальным миром. Самое печальное, что события 2014 года, судя по всему, представителей украинских политических элит ничему не научили. К сожалению, якобы реформированные правоохранительные органы и спецслужбы по-прежнему не защищают закон и граждан своей страны: или стоят в стороне, или идут на поводу местных криминальных кланов.

Взять, к примеру, того же мэра Одессы Геннадия Труханова, который после увольнения из российской армии в чине капитана, по утверждению активистов, имел в 1990-е годы прямые контакты с уголовным миром. После, переклассифицировавшись в респектабельного бизнесмена, решил начать политическую карьеру в Украине. На посту мэра его уличили в бюджетном воровстве. НАБУ по нескольким эпизодам возбудило следствие.

А что же центральные власти в Киеве по отношению к нему? Сделали вид, что ничего не происходит. СБУ не хочет замечать его российского гражданства, и это при том, что РФ и Украина де-факто находятся в состоянии войны. Напомню, что Одесса – достаточно взрывоопасный регион, граничащий с реально пророссийским анклавом – Приднестровьем, в котором находится российский военный контингент с достаточно большими запасами оружия.

Не прошло и года, как Геннадий Труханов несколько месяцев по «официальным» поводам скрывался от НАБУ за границей. Но поговаривают, что после неформальной встречи в респектабельной Европе, получив гарантии от самого «гаранта», он объявил о своем возвращении в страну. По прибытии украинский суд не дал НАБУ арестовать скандально известного мэра, и тот остался при власти в Одессе.

Давно уже известно, что безнаказанность порождает очередное зло. Количество нападений на активистов резко возросло как в самой Одессе, так и в других близлежащих городах. Только за последние два месяца произошло убийство активиста в Бердянске, плеснули в лицо кислотой девушке в Херсоне, неоднократно нападали на активистов в Одессе.

Центральная власть, СБУ, Генеральная прокуратура и МВД как будто воды в рот набрали. И если на низовом уровне представители СБУ хоть как-то способствовали поискам исполнителей, то, по мнению активистов, полиция и прокуратура откровенно саботируют установление истины, более того, покрывают преступников.

Гражданские активисты возмущены, обвиняют власть в бездействии, в потере контроля над ситуацией в стране. Считают, что расследование нападений ведется из рук вон плохо. В лучшем случае задерживаются исполнители, а то и просто обыкновенные «стрелочники», в большинстве же случаев расследование топчется на месте, а об установлении непосредственных заказчиков уголовных преступлений можно вообще не вспоминать. Если их найдут, это будет просто чудо.

Видя такое отношение властей, активисты вынуждены объединяться, координировать свою деятельность по всей стране и организовывать акции протеста. 27 сентября в 10 городах Украины, а также в Киеве под стенами Администрации президента прошла акция под основным лозунгом «Молчание убивает!». Активисты пытались привлечь внимание президента Украины Петра Порошенко и стоящих за ним компетентных государственных институтов к обозначенной проблеме.

5bb31aad1e0b4.jpg

Удалось? Судите сами. Устами своей пресс-службы Петр Алексеевич разделил с возмущенной общественностью обеспокоенность сложившейся ситуацией в стране.

Советник министра МВД Владимир Мартыненко заявил, что не существует активистов ни в природе, ни в Уголовном кодексе. А посему активисты не должны возмущаться, а только могут молча ждать, когда правоохранительные органы соизволят расследовать уголовные преступления на общих со всеми гражданами Украины условиях. Как обычно проходят расследования, всем известно. Получается, что наряду с простыми гражданами активисты справедливости не дождутся.

Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко пошел еще дальше. Он в своей обычной циничной манере часть вины переложил на самих активистов: «Вина в этой ситуации лежит не только на бандитских элементах и на некачественной работе правоохранительных органов, но и на атмосфере тотальной ненависти к власти, которую сеет часть гражданских активистов». Мол, молчите, меньше критикуйте – будете живы и здоровы.

О чем это говорит? Во-первых, что первые лица страны уклоняются от диалога с общественностью по сложившейся проблеме, по-прежнему считая, что гражданское общество для них ничто, существуют только прикормленные волонтеры, активисты, журналисты, а остальных будут уничтожать. Во-вторых, государственные институты по разным причинам не хотят и не могут исполнять свои прямые обязанности из-за низкого уровня профессионализма, продажности, коррумпированности и вероятности непосредственного участия в организации преступлений. Это все способствует тотальной криминализации страны. В-третьих, отдав на откуп криминалитету регионы, центральная власть, вероятно, рассчитывает получить лояльность и хороший для себя результат в предстоящих избирательных кампаниях, ошибочно считая, что это поможет удержать власть.

К чему на самом деле такое отношение может привести? Только к очередной эскалации конфликта. Память коротка или считают, что смогут пропетлять? Но украинское общество неоднократно показывало, что при определенных опасных ситуациях оно способно быстро объединиться и консолидированно дать отпор. Зачем же порождать новую войну со своим народом? Не факт, что при очередной кровавой бойне кому-то удастся уцелеть и скрыться. Может, стоит остановиться, задуматься и найти компромиссный выход, а не бросать все на самотек?


Народная Воля