На исходе знойного лета, когда большинство политического истеблишмента Украины еще набирались сил перед выходящей на финишную прямую президентской избирательной кампании, на фоне относительной медийной тишины неожиданно громко заявил о себе серый кардинал украинской политики, кум Владимира ПутинаВиктор Медведчук.

Сначала он с экранов телевизора объявил, что вступил в партию нардепа Вадима Рабиновича «За жизнь„, а потом выбрал весьма интересную форму подачи своей программы. Его программное заявление было изложено не в каком-то заштатном малопопулярном украинском СМИ, а в западном издании – британской "The Independent". После чего его тезисы процитировали практически все украинские СМИ, тем самым сделав тому неплохую бесплатную промокампанию. Но не будем покупаться на красивую обертку, ведь этим, независимым, на первый взгляд, изданием владеет выходец из КГБ СССР, служивший во внешней разведке, а ныне один из топовых российских олигархов Александр Лебедев.

Попутно выяснилось, что злой гений украинской политики Виктор Медведчук получил контроль над некоторыми украинскими СМИ, включая несколько телеканалов. Фактически он вышел из тени и публично обозначил – «кто есть он» в украинской политике и какова его роль в нынешней Украине. О чем это говорит? О том, что Кремль пошел ва-банк и рассматривает нынешний избирательный цикл в Украине как основополагающий для последующего выживания умирающей империи. Окончательная потеря Украины в скором времени приведет Российскую Федерацию к окончательному краху.

Подчинить Украину через войну не получилось, поэтому сейчас сделана ставка на победу в выборах. Какие же задачи собирается решать Виктор Медведчук в рамках предстоящего избирательного цикла?

Основные две. Первая, но, на мой взгляд, не самая главная – консолидация пророссийских политических сил, которых, несмотря на российско-украинскую войну, еще достаточно много осталось в Украине. Решение этой задачи может привести к появлению единого пророссийского кандидата в президенты. И не важно, кто им станет – Юрий Бойко, Вадим Рабинович, Евгений Мураев, или при определенных условиях сам Виктор Медведчук. Сами по себе все они на сегодняшний день очень мелкие, даже если получат статус единого кандидата – все равно останутся третьеразрядными политиками с минимальными шансами на успех. Но главная цель так называемого единого пророссийского кандидата не победа в выборах, а всего лишь выход во второй тур.

Есть основания полагать, что вся эта затеянная Кремлем игра рассчитана на решение второй задачи, более важной: это, как ни странно, мобилизация и консолидация проукраинского электората. И тут возникает интересный вопрос: под кого этот электорат должен мобилизоваться?

Одним из потенциально заинтересованных в такой электоральной мобилизацииявляетсяпрезидент Украины Петр Порошенко. На протяжении полугода он всячески старается вернуть расположение избирателей. Но, несмотря на все свои административные возможности и технологические задумки своего штаба он по-прежнему плетется в хвосте политиков третьего эшелона электоральных предпочтений. Слишком велик отрицательный рейтинг. В нынешний ситуации переиграть события так, чтобы Петр Алексеевич вышел во второй с тур с единым пророссийским кандидатом, практически не возможно. Да и не будет Владимир Путин создавать Петру Порошенко благоприятные условия.

Кремль хочет получить на старте официальной избирательной кампании в Украине идеальную для себя ситуацию. Это когда два предпочтительных для Путина кандидата выходят вместе во второй тур. Реализовать этот план сложно, но на сегодняшний день возможно. Тем более что полдела уже практически сделано. Кто же является реальным потенциальным выгодополучателем медвечуковско-путинской игры?

Это мастер разговорного жанра – Юлия Владимировна Тимошенко. Формально на сегодняшний день лидирующая в президентской гонке, но отягощенная, как и Петр Алексеевич, пусть несколько меньшим, но, по сути, тоже достаточно высоким антирейтингом, не позволяющим ей выиграть в одну калитку президентскую кампанию. Сегодня она по-прежнему проигрывает второй тур второму потенциальному финалисту Анатолию Гриценко, своеобразному феномену украинской политики. Несмотря на то, что он фактически не имеет сильной команды, разветвленной агитационной сети, серьезных финансовых ресурсов, он пока еще проходит во второй тур, оторвавшись от плотно идущей за ним целой группы кандидатов.

Но Анатолий Гриценко не единственная угроза для Тимошенко. Помимо него она проигрывает во втором туре условному новому политику (Вакарчук, Зеленский…). Большое количество проукраинских избирателей пока не определились с предпочтениями, потому что хотели бы видеть новые лица в управлении страной. А для того, чтобы они меньше раздумывали, их надо напугать угрозой реванша и подтолкнуть к определенному выбору.

Благодаря манипуляциям у многих сложилось впечатление, что Юлия Тимошенко политик прозападной ориентации. Но так ли это? Наверное, да, если оценивать Юлию Владимировну по риторике, по тому, что и как она излагает и какие перспективы рисует. Но если оценивать по ее поступкам и делам, то мы получаем совершенно обратную картину. По делам она политик, постоянно подыгрывающий Кремлю. Но кто у нас судит по делам? Даже, еще будучи президентом, Виктор Янукович в узком кругу искренне недоумевал, почему Владимир Владимирович шестой раз лично просит отпустить Тимошенко из тюрьмы. И правда, почему?

5b92222779510.jpeg

В сентябре 2005 года, при всей нелюбви к «оранжевым» политикам из Украины в Российской Федерации неожиданно отказались от всех юридических претензий к Юлии Тимошенко. Внезапно, после ее визита в Москву, были закрыты все уголовные дела, в которых она фигурировала. После чего она получила своеобразный карт-бланш, и появились ресурсы на ее раскрутку в пику тогдашнему президенту Виктору Ющенко.

В августе 2008 года, когда российские танки подходили к Тбилиси, она вместе со своей фракцией отказалась поддержать Грузию и фактически выступила на стороне оккупанта – Российской Федерации. При этом назвав маленькую Грузию агрессором, развязавшим войну с Россией. Будучи премьером, проводила экономическую политику, способствовавшую превращению Украины из потенциально богатой страны в отсталую, обремененную кредитами и непомерными долгами. Заключила, превысив свои полномочия, крайне невыгодный газовый контракт с Российской Федерацией. Последствия экономической политики Тимошенко Украина расхлебывает по сей день.

Зачем необходимо было создавать условия для банкротства своей страны? Может быть, затем, чтобы потом заявить, что альтернативы союзу с РФ нет? Выйдя из тюрьмы в марте 2014 года, присутствуя на заседании СНБО, будучи фактически НИКЕМ, не имея оснований для участия, и, судя по опубликованной стенограмме, фактически останавливает защиту территории Украины, после чего страна теряет Крым. И это не имея полномочий! Страшно подумать, что она может сделать, обладая ими. Список «странных» дел этим не ограничивается.

Воспользовавшись летней активизацией Медведчука и заданного им вектора, Юлия Тимошенко в сентябре резко активизировала свою деятельность в обозначенном Кремлем фарватере. Начав с жесткого заявления о неизбежности расплаты в отношении взорванного в оккупированном Донецке коллаборациониста Александра Захарченко, изящно перешла к перехвату инициатив Петра Алексеевича. Пока он вальяжно раскачивался со своими очередными евроинтеграционными предложениями, Юлия Владимировна, недолго думая, обошла его. Предложила ВСЕМ свой меморандум «о неизменности курса на европейскую и евроатлантическую интеграции и восстановление территориальной целостности и суверенитета Украины», попутно обвинив президента, что все его внешнеполитические начинания опоздали на четыре года, да и вообще он продался оккупантам и погряз с ними в торговле с целью личного обогащения.

Сегодня ситуация такова, что практически любое предложение президента Украины, даже очень нужное, способствующее укреплению независимости страны, воспринимается в обществе с недоверием и критически. Из-за этого шансы аккумулировать прозападный электорат у Юлии Владимировны значительно выше, чем у Петра Алексеевича. И она этим умело пользуется. А Петр Порошенко создал себе условия, при которых ему теперь необходимо не только сдерживать удары со всех сторон, а еще пытаться отвечать. Незавидная ситуация.

Мобилизация на фоне российско-украинской войны двух противоположных друг другу частей общества может вызвать радикализацию ситуации в стране. Вероятно, на этом строится еще один расчет Кремля. Желание вернуть Украину в состояние до 2014 года. Снова получить разделение страны по линии юго-восток и остальная Украина и возобновить противостояние украинцев на территориях, не попавших под российскую оккупацию. Создать такие условия, чтобы в случае поражения на выборах была возможность снова ввергнуть Украину в состояние неуправляемого хаоса.

Но оправдается ли этот расчет? С одной стороны, чем больше давят на украинцев, тем больше они сплачиваются и оказывают сопротивление. А с другой стороны – есть все основания полагать, что Медведчук не сможет объединить пророссийские силы. Слишком уж они разобщены и погрязли в разного рода договорняках с нынешней властью. Нужен ли им возврат в 2014 год? Жить в страхе под постоянным прессингом улицы, то еще удовольствие. А подконтрольное Медведчуку радикальное крыло вряд ли сможет противостоять мобилизованному проукраинскому электорату. Накалив ситуацию, как бы не пришлось медведчукам, добкиным и прочим шуфричам еще до выборов экстренно ретироваться из Украины.

В нынешних условиях радикализация в Украине для политических элит сравнима с ходьбой по тонкому льду. Получаемые преимущества не сопоставимы с возникающими рисками.


Народная Воля