Перевестись из оперативного резерва второй очереди (ОР-2) в первую (ОР-1) я собирался еще с начала осени этого года. Точнее с 23 сентября, когда был первый проход кораблей нашего флота через Керченский пролив. Потому что уже тогда было очевидно, что ситуация пошла на обострение и кадровому офицеру лучше точно знать где его подразделение и табельное оружие. В октябре прошел медкомиссию, сказали ждать когда будут очередные сборы. Однако сборы все откладывали, и с введением военного положения я немножко ускорил процесс. В результате сейчас нахожусь в войсковой части и прохожу учебную стажировку, заодно рассказывая как тут и что.
Для тех кто не в курсе. Я закончил еще в СССР киевское военно-инженерное училище связи (КВВИДКУС, сейчас ВИТИ), служил на офицерских должностях в корпусе ПВО, в 1993-м уволился, потому что мой корпус находился в Брянске, а я сам из Киева. Капитан запаса. С 2014 года работал как гражданский в составе групп цивильно-военного сотрудничества в АТО по разным задачам. Ну, то есть человек для армии не чужой. С другой стороны, достаточно независим от давления командования и не заангажирован ни в какую политику, так что могу себе позволить писать то что вижу и то что думаю.
Эта и последующие публикации будут посвящены прохождению службы и покажут процесс изнутри, насколько это возможно без риска загреметь по статье о разглашении государственной тайны )
Ну , поехали...
Итак, первое, с чем сталкивается офицер второй очереди резерва, который желает (или не желает) призваться — это
районный военкомат (РВК)
Процедура такова. Получаешь повестку или приходишь сам. В первую очередь нужно найти того кто владеет вопросом и это не всегда просто. Отскочив, как бильярдный шар от двух-трех кабинетов, наконец-то попадаешь к нужному человеку. Который первым делом выписывает тебе направление на медкомиссию и направления для прохождения специалистов в поликлинике.
В военкоматах сейчас медкомиссии работают ежедневно с утра до вечера. Очередей и ажиотажа нет. Мобилизованных проводят и вызывают по списку. Контрактники и такие как я «добровольцы» гуляют по кабинетам самостоятельно. В РВК проходишь невропатолога, психиатра, терапевта, окулиста, стоматолога, хирурга, отоларинголога. Может кого и забыл. местные врачи не зверствуют, смотрят только чтобы не попадали люди с реальными проблемами со здоровьем, которых после первого же полевого выхода придется госпитализировать.
На рентген, измерение глазного давления, кардиограмму и сдачу анализов дают направление в районную поликлинику. Там же требуется получить свою медкарту или справку от терапевта, что у тебя ее нет. В поликлинике все бесплатно и все без очереди. Кодовое слово «военкомат». При его произнесении даже боевые пенсионеры в очереди на сдачу анализов сразу утихают и терпеливо пропускают вперед.
Для мобилизованных, добровольцев, контрактников, офицеров, сержантов и и рядовых процедура одинакова, разве что для серьезных войск смотрят внимательнее... При понимании процессов и знании расписаний в поликлинике можно всю медкомиссию пройти дня за три-четыре. У меня наездами на это ушло чуть больше недели.
Результатом всей беготни становится заключение ВЛК (военно-медицинской комиссии) с вынесением вердикта (годен — не годен, ограниченно годен) и выдачей соответствующей справки.
С этим заключением вас отпускают восвояси, предупредив что о дате сборов оповестят заранее. Для справки, таких как я , которым за полтинник, призывать не рвутся. Проваландавшись 4 декабря я плюнул и включил свой админресурс. В результате буквально за несколько часов получил повестку и предписание на ближайшие сборы. Где и какие-об этом позже. Взял в военкомате все бумаги, уточнил адрес части, прыгнул за руль, поехал...
Теперь немного общих рассуждений. Военкоматы с точки зрения теории управления являются перевернутыми пирамидами. То есть на одного реально решающего вопросы «оператора», каковым как правило является исполнитель нижнего уровня иерархии знающий все и всех приходится пять-семь старших начальников, работа которых сводится к передаче распоряжений от вышестоящих структур и докладах снизу-вверх.
Далее. Нормативная база военкоматов, существующий там уклад и нормативные протоколы безнадежно устарели. Поэтому на самом деле работают протоколы «неофициальные», на уровне инициатив и личных распоряжений. С одной стороны ничего плохого здесь нет, уровень коррупции однозначно упал, долбодятлизма армейского, неразберихи и алогичности стало намного меньше. Однако чем такие неофициальные системы опасны — они работают в ручном режиме. То есть пока в военкоматах работают толковые и честные люди ( а с несколькими нынешними военкомами поработал в серой зоне в составе групп ЦВС, и в их морально деловых качествах не сомневаюсь) — оно все работает. Но стоит попасть туда криворукому бездельнику, как все останавливается. Потому что криворукий легко съезжает на официальные протоколы, на основании которых мы бы за пять лет и бригаду бы не сформировали.
Ну и опять же , пресловутый ручной режим. Работа РВК с точки зрения автоматизации — типичная модель системы массового обслуживания, которая эффективно внедряется в тех же банках. Затача давно и многократно решенная. Но в Министерстве Обороны, похоже об этом не знают.
Сейчас там речь идет о создании простого реестра резервистов,что уже огромный прогресс. Ну а разработка системы, которая позволяла бы офицерам РВК спокойно управлять процессами рекрутинга при помощи смартфона и планшета даже и на повестке дня не стоит. Вот так и живут хорошие люди в прошлом веке. К счастью в РВК города Киева (а я знаком с четырьмя) таковых больше чем плохих...
Ок, дальше напишу как собственно призывался. Если есть вопросы не личного характера то задавайте...