Есть такой старый анекдот про разницу в уровне кино-индустрии:
По сценарию должен взорваться автомобиль.
Американское кино. На улице взрывается мерседес.
Европейское кино. Машина заезжает за угол, раздаётся звук взрыва, из-за угла выкатывается горящее колесо от мерседеса.
Пост-советское кино. Один мужик говорит другому: «Я вчера видел, машина взорвалась —ТАКОЙ грохот был!!».
Этот эффект очень показателен на примере экранизации книги братьев Стругацких «Пикник на обочине».
В советской экранизации, фильме «Сталкер», есть момент, когда героям нужно пройти через одну из самых кровавых (читай, зрелищных) ловушек под названием «Мясорубка». Главный герой, сталкер, в фильме его описывает так:
Эта труба страшное место! Самое страшное… в Зоне! У нас его называют «мясорубкой», но это хуже любой мясорубки! Сколько людей здесь погибло!
Казалось бы — готовая сцена для чего-то зрелищного.
Но нет. Подход к «Мясорубке» выглядит как обычная канализация.
На подходах к «Мясорубке» в фильме «Сталкер».
Герои обсуждают, что Писателю нужно выбросить пистолет ("Ну в кого... в кого вы будете там стрелять?!"). Писатель просто проходит. Не происходит Н.И.Ч.Е.Г.О.
Писатель мнётся у входа в "Мясорубку".
То же самое касается ржавых танков, которые в книге и фильме символизируют попытку людей путём интервенции войти в Зону, потерпевших крах и бросивших всё это вооружение ржаветь. Для советского фильма на съёмки в Таллин привезли из Москвы несколько танков — и смотрится это очень, очень жалко.
Следы "великого" сражения в фильме "Сталкер".
Кто читал "Пикник на обочине", знает, как хорошо продуман авторами мир Зоны, как богат он на артефакты.
Я думаю, по этой причине американцы и выпускают в этом году сериал "Roadside Picnic" (дословно — "Пикник на обочине"). Такой готовый богатый, продуманный материал грех не снять!
Отряд сталкеров в американском сериале "Roadside picnic".
Даже собака-робот у них в команде есть.
На пути в Зону в сериале "Roadside picnic".
Вот трейлер:
Да-да, я знаю, что "Сталкер" — это не столько экранизация "Пикника", сколько авторское видение Тарковского. Википедия говорит, что
Стругацкие переписывали сценарий неоднократно, в результате последняя версия, использованная для фильма, не имела почти ничего общего ни с первой, ни с самой повестью.
Да-да, я знаю, что некорректно сравнивать фильм 1979 и 2017 годов — между ними не просто 38 календарных лет, между ними несколько кино-эпох.
Я о другом. Исходный материал — один и тот же: гениально написанный фантастический роман.
Товар XXI века — это интерес.
Запад это давно знает, а мы ещё не поняли.
Таких вот ресурсов (книг, историй) полно, прямо под ногами. Сделать из них интересный продукт — вот задача, которой у нас не учат в школе.
А как надо было? Украинский пример успеха — украинская компания по разработке игр GSC Game World берёт идею "Пикника на обочине", скрещивает с атмосферой нашего Чернобыля — получает мега-успешную игру S.T.A.L.K.E.R., пережившую уже несколько изданий.
Как это работает. Подойдёт любой яркий материал.
Помните, в 12 декабря 2012 года нам обещали конец света. Что конкретно вы тогда делали? Ведь многие верили, помните?
Неправильное решение: в России, например, депутат успокаивал людей, чтоб не скупали массово тушёнку и спички — "ничего не будет!". Ничего не будет.
Правильное решение: американцы использовали всеобщий ажиотаж, сняли фильм "2012" и заработали 769.7 миллионов долларов.
Фильм "2012".
Помимо "Чебурашки" у Эдуарда Успенского есть ещё одна книжка — "Гарантийные человечки". У многих она есть, валяется где-то на антресолях.
Иллюстрация из книги Э. Успенского "Гарантийные человечки".
Правильное решение: переработать материал (заменить Холодилина на Симку, и т.д.) и снять мультфильм "Фиксики", от которого сходят с ума дети и который уже переводят на разные языки мира.
Мультфильм "Фиксики".
Сказочный мультик "Маша и медведь", от которого детей за уши не оттащишь, бьёт все рекорды по просмотрам: если не считать просмотры музыкальных клипов, то этот мультик — №1 в ютубах.
Думаете, у нас своих тем мало?
Скоро 12 апреля, день космонавтики. Забавно, что СССР и теперь россияне активно столбят праздник как свой, ведь Юрий Гагарин — из-под Смоленска. Но если вдуматься, то что такое космонавтика? Сказать перепуганным голосом "Поехали..."? Или же построить космическую ракету, потом протестировать её с помощью запуска собак Белки и Стрелки, а потом уже запускать специально обученного камикадзе космонавта? Где кино про отца космонавтики из Житомира Сергея Королёва? (кстати, россияне не спят и дальше столбят тему космоса — скоро выходит новый фильм-опупея "Первые"). Ведь его жизнеописание — целое кино: и как он чуть не замёрз на смерть по дороге в Магадан, когда везли из ГУЛАГа к Сталину строить ракеты, и как его спасла шуба, подаренная лагерным авторитетом, как он не успел сесть на пароход, который вскоре пошёл ко дну...
Знают ли Королёва в Европе? Знают, я проверял. (Зацените, как по-особому его фамилию пишут — KOROLЁV). Будет такое кино смотреть западный зритель? Снимите интересно — будут.
Другой пример — популяризация кофе в Европе, или "Віденська кава" уроженца Львова Юрия Кульчицкого. Казак, который был рабом на галере. За счёт знания языков был выкуплен турецкими "бизнесменами" для ведения бизнеса с Европой. После ряда перипетий оказался в Вене, где долго и скрупулёзно искал способ адаптации горького турецкого кофе для европейского потребителя — и в итоге сделал прототип "американо с молоком", на чём и разбогател. Шикарный сюжет, да ещё и с хэппи-эндом.
Памятник Кульчицкому во Львове.
Идей, сценариев, тем — полно. Каждый памятник (кроме Ленина) — шикарная история. От книгопечатника Ивана Фёдорова до отца мазохизма Захер-Мазоха — у нас есть истории на любой вкус.
Поймите главное: эта статья — не о кино. Кино — только пример. Статья о другом.
Интерес. Спрос. Engagement. Вот с чем нам нужно учиться работать.
Тогда в мире и о украинском кино заговорят, и массовые стартапы родом из Украины появятся — и даже наше образование сдвинется с мёртвой точки.
Александр Скакунов — основатель образовательного проекта "Zero to Hero".