Человек по природе свободен. (И. Кант)
Украинская утопия… Какая она? Для каждого своя, но трудно себе ее представить без свободы, поскольку рефлекс свободы – характерная реакция всех живых существ, самый важный из врожденных инстинктов (И. Павлов). Неудивительно, что основная причина развала совка – тотальное подавление свободы.
Постсоветское эволюционное развитие Украины можно охарактеризовать как библейское хождение евреев по пустыни, пока не умрет последний раб. Этот период «очищения», период «умирания рабов», сопровождался побочным Эффектом Нагромождения в виде постсоветского законодательства и совковой бюрократической машины.
Фактическая свобода индивида развивается медленнее, чем его представление о свободе. (А. Камю)
Украинское общество, эволюционно изменяющее свое отношение к свободе, находится в постоянном конфликте со всегда архаичными по отношению к обществу Нагромождениями. Результаты последних выборов Президента являются прямым следствием этого конфликта. Общество с новыми горизонтами свободы уже начало процесс люстрации архаичных политиков, и, по большому счету, всей государственной бюрократии. Можно предположить, что только сейчас Украина выходит на тот путь, который балтийские страны и Польша начали тридцать лет назад.
Обратной стороной свободы является ответственность. Именно тест на уровень ответственности (по шкале от безответственного до ответственного) показывает и уровень свободы. Что можно сказать об уровне ответственности в украинском обществе? Сколько украинских политиков подали в отставку или ушли из политики как следствие политической ответственности? Сколько коррупционеров самостоятельно уволились, потому что брали взятки? Уволился ли хоть один сотрудник МЭРТ или Минфина в результате признания своей ответственности за самую нищую страну Европы?
Идея права есть свобода. (В. Гегель)
Свобода в качестве одной из высших социальных ценностей не была включена в окончательную редакцию ст. 3 Конституции Украины. Следует согласиться с В. Речицким, что Конституция Украины сохраняет патерналистский оттенок. Ст. 64 Конституции Украины предусматривает, что конституционные права и свободы не могут быть ограничены. Таким образом, свобода сужена до пределов, определенных Конституцией, в результате чего происходит смещение от закона природы в сторону закона права. Этот подход совпадает с представлением Ш. Монтескье, который указывал, что в обществе, где есть закон, свобода может заключаться лишь в том, чтобы делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно (по закону) хотеть.
Если исходить из того, что понимание свободы сложилось эволюционным путем, а наше законодательство оперирует подходом, сформулированным еще в 18 веке, то столетнее отставание Украины от развитых стран имеет глубокие корни в виде состояния свободы нашего общества.
Свобода есть познанная необходимость. (Б. Спиноза)
Существование в Украине одновременно Хозяйственного и Гражданского кодексов является ярким примером неспособности принять новые горизонты свободы без внутреннего запроса на это. Гражданский кодекс Украины по своему свободному духу опередил осознание свободы постсоветским бюрократическим аппаратом. Поэтому у чиновников и была потребность одновременно принять то, что так близко по духу к совку, – Хозяйственный кодекс, архаичность которого бесспорна на фоне Гражданского кодекса Украины.
Нельзя применить инструментарии цивилизованных стран в Украине, если украинское общество еще не эволюционировало до этого. Сколько бы Украина не создавала антикоррупционных органов, их суть будут составлять работающие там люди с соответствующим представлением об ответственности и долге. Поэтому правы те, кто утверждает, что в Украине коррупцию можно победить исключительно убирая условия для ее существования, а не гонясь за коррупционерами.
Благодаря развитию технологий, доступности посещения развитых стран, мы познали их уровень жизни. Теперь нам осталось осознать, что от этого уровня нас отделяет степень свободы. Поэтому все идеи, которым стоит следовать, должны быть связаны с развитием нашей свободы и разрушением всего, что ее ограничивает. Должна повыситься средняя «температура» осознанности по стране, прежде чем мы сможем добиться в законодательстве и госуправлении уровня западных стран, где свобода является наивысшей социальной ценностью. Справедливости ради следует отметить, что Запад шел к этим стандартам столетиями, а нам необходимо развиваться скачками.
Только в условиях свободы энергия индивида может проявится во всей полноте. В свободе – главная пружина человеческого совершенствования. (Б. Чичерин)
Свобода – исключительная возможность действовать, отсутствие внешних препятствий движению. К таким внешним препятствиям следует отнести излишнюю бюрократизацию, низкое качество норм, высокую налоговую нагрузку. Разрушение Нагромождений является первоочередной задачей власти, если она истинно следует идее свободы. Только такие решения, которые разрушают Нагромождения и можно назвать WOW-решениями для Украины.
WOW-решения – решения основанные на идее свободы.
Постоянное ощущение присутствия правоохранительных органов, рейдерство и безнаказанное переписывание информации о собственнике в реестрах – это все формы ограничения свободы. Поэтому WOW-решением будет незамедлительная ликвидация налоговой милиции и экономических отделов СБУ независимо от создания альтернативных органов. Отправление в отставку руководства Минюста за каждый факт неправомерного вмешательства в работу различных реестров (движимого имущества, недвижимости, вещных прав) будет эффективным WOW-решением.
Ежегодно в Украине проводятся сотни тысяч всевозможных проверок бизнеса. Эффективность этих проверок сомнительна, о чем говорят их результаты. В это же время, по заявлениям налоговой, почти 98 % всех налоговых поступлений осуществляются добровольно. Там, где есть «жесткая» тень, эти проверки не проводятся, а поэтому никак не влияют на поступления в бюджет или уменьшение теневой экономики (например, теневого оборота подакцизных товаров).
В такой ситуации WOW-решением является годовой мораторий любых проверок, за исключением вопросов, связанных с трансфертным ценообразованием и подакцизными товарами, а также – в связи с несчастными случаями. Один год – достаточный срок для проведения модификации контролирующих органов под стандарты, соответствующие идее свободы. В этом аспекте замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК) поможет упростить и улучшить администрирование в налоговой сфере, поскольку она значительно сокращает количество налогооблагаемых операций, позволяет автоматизировать удаленный контроль за основной частью операций и при этом обеспечивает налогообложение в соответствии с волей налогоплательщика – выводить средства из бизнеса или инвестировать.
ВВП – объективный показатель состояния свободы.
Рост ВВП выше уровня инфляции в Украине возможен при условии снижения ограничения свободы. Кроме вышеупомянутых административных ограничений, огромный негатив на рост ВВП оказывает чрезмерная налоговая нагрузка, намного превышающая кривую Лаффера.
По своей сути, кривая Лаффера – это визуализация состояния свободы в налогах. Высокие налоги воспринимаются как ограничение свободы и с одной стороны подавляют энергию творить (двигаться вперед), а с другой – приводят к возрастанию уклонения от уплаты налогов. Учитывая инстинктивность свободы, уклонение при высоких налогах психологически воспринимается уже не как вопрос экономии, но как вопрос «борьбы» за свободу. Поэтому результат высоких налогов всегда один и тот же – снижение поступлений в бюджет и сдерживание роста ВВП. Снижение налоговой нагрузки, в первую очередь прямых налогов на труд (ЕСВ), является WOW-решением, направленным на рост ВВП.
Нагромождения – основная преграда, сдерживающая рост ВВП. Если Украина хочет достичь за три года ежегодный рост ВВП на уровне +10 %, то стремление к этому должно стать национальной программой (стратегией). Каждое решение и действие власти должны изначально тестироваться на соответствие принципу – «А приведет ли это к +10 % ВВП?». Соответственно, к WOW-решению можно отнести модификацию системы оплаты труда и пенсионного обеспечения бюджетников и чиновников таким образом, чтобы ее основная часть была привязана к росту ВВП выше 5 % в год, чтобы они понимали, что, выпуская новое совковое регулирование или препятствуя отмене уже действующего, они лишаются значительной части вознаграждения.
Свобода и персональная ответственность должны стать универсальной гильотиной для всего госаппарата и законодательных Нагромождений.
Александр Шемяткин
Марианна Казацкая