Как известно, вчера в Мурманской области при посадке потерпел катастрофу дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3. Что примечательно, произошло это практически в унисон с другой катастрофой, уже произошедшей с истребителями Су-34, которые столкнулись в воздухе над Татарским проливом в Хабаровском крае.
И эти две катастрофы заставили в очередной раз задуматься не только о качестве подготовки пилотов и уровне их навыков, но и о том насколько надежна российская авиатехника. И если в случае с Су-34, по сути, новейшим российским истребителем-бомбардировщиком поступившем в эксплуатацию в 2014 году дело именно в экипаже, то со старичками Ту-22М3 не все так однозначно.
Дело в том, что последний Ту-22М3 был собран на Казанском авиационном производственном объединении в далеком 1993 году и то, за него с предприятием так и не расплатились, и самолет, в полном смысле слова, стал памятником. С того момента Казанский авиационный завод занимался лишь ремонтом и модернизацией имеющегося парка Ту-22М3, а производственный процесс с годами ушел в небытие, вместе с уходом специалистов былой эпохи.
Однако в контексте вчерашней катастрофы я бы хотел обратить внимание не столько на то обстоятельство, что новые Ту-22М3 на мощностях КАЗ вряд ли смогут производить, а на то, как часто с этими самолетом происходили катастрофы с момента развала СССР.
Так, официально задокументировано за время существования СССР и после его распада, минимум 23 катастрофы Ту-22М3. Сколько не придано огласке было ЧП, сказать сложно, но с 1991 по 2004, Ту-22М3 лишь трижды попадал в неприятные истории.
Так, в 1992 произошло сразу две катастрофы: 21 августа в районе аэропорта Веселое на самолете произошел пожар в топливном баке ставший причиной катастрофы, а 27 ноября при посадке на ВПП аэропорта Каменный Ручей потерпел крушение Ту-22М2. А 9 сентября 1994 года в воздухе произошло столкновение Ту-134и Ту-22М3.
После этих инцидентов вплоть до 2004 года неприятные сообщения о Ту-22М3проподают из эфира. И не потому, что катастроф с ними стало меньше, а потому, что из-за экономического кризиса и тотальной разрухи, авиация РФ свела полеты, особенно таких дорогостоящих в обслуживании летательных аппаратов как Ту-22М3 к минимуму.
После того как президентом Российской Федерации стал Владимир Путин и в РФ стали реализовывать план по обновлению вооруженных сил, с перспективами геополитического реванша, количество полетом ВВС РФ резко возросло, в том числе и стратегической дальней авиации. Но, она была не в лучше состоянии, а потому, катастрофы не заставили себя долго ждать.
Однако, предчувствуя проблемы подобного рода, руководство РФ стало прикладывать максимум усилий, дабы информация о катастрофах Ту-22М3 не предавалась широкой огласке.
Так, известно о следующих катастрофах Ту-22М3 имевших место с 2004 года: 8 июля в районе авиационной базы Сольцы, что в новгородской области, из-за отказа генератора потерпел крушение Ту-22М3. После этой катастрофы, данные о ЧП с Ту-22М3 тщательно скрывались. Правда, 16 сентября 2017 года, Ту-22М3, который выкатился за пределы ВПП на авиабазе Шайковка, стал известен благодаря попавшим в открытый доступ фотографиям.
В целом, анализ эксплуатации Ту-22М3 в эпоху ССР говорит о том, что при стабильном налете, катастрофы происходили с регулярностью 2-3 в год. С учетом данных ежегодного бюллетеня Международного института стратегических исследований "The Military Balance", по состоянию на 2017 год на вооружении ВКС РФ находилось 62 Ту-22М3. Сложно сказать насколько эти данные соответствуют действительности, с учетом высокой степени аварийности старых советских самолетов. Но определенно можно утверждать, что не только в отсутствии профессиональных экипажей беда ВКС РФ, но и катастрофическом износе техники, которая не выдерживает тех нагрузок, которые на нее оказываются в порыве реваншистских амбиций Кремля.
И, что удивительно, Кремль еще умудряется грозить своими Ту-22М3 миру, то ли намекая на его боевые возможности, то ли на то, что если не ракета, так сам стратегический бомбардировщик может неожиданно упасть на какой-нибудь европейский город.