За время своего президентства Петр Порошенко не создал действенной контрпропагандистской структуры, что и привело к засилью в информационном пространстве Украины огромного количество аффилированных Россией СМИ.
Когда в 2014 году в первом туре президентских выборов победил Петр Порошенко, то мало кто мог ему позавидовать, ведь Украина не только находилась в состоянии войны с одной из сильнейших армий в мире, но и ежедневно подвергалась мощнейшему информационному прессингу российской пропаганды. И именно этот фактор – наличие столь могущественного информационного антагониста и заставлял думать о том, что в новой Украине при новом президенте, внимание именно этому направлению, помимо стандартных и обыденных, будет уделяться в достаточной мере.
Однако, за прошедшие годы ситуация не только не улучшилась, а более того – ухудшилась настолько, что тот результат который мы могли наблюдать в конце первого тура является результатом именно такого отношения к информационным вопросам.
В данном материале я бы хотел подойти к проигрышу Петра Порошенко именно с позиции рассмотрения его фиаско в первом туре через призму информационной войны и тех мер, которые не были осуществлены с первых же дней его президентства.
В 2014 году словосочетание информационная война было у всех на слуху и в какой-то степени на волне горячего противостояния на Донбассе многие украинские СМИ, за исключением откровенно пророссийских, выступали единым проукраинским фронтом. Намерение же создать Министерство Информационной Политики и вовсе напугало некоторых, особо ретивых поборников свободы слова, которые увидели в этом чуть ли не аналогию с «Министерством правды» Оруэлла.
Между тем, если бы МИПУ и вправду имело бы хотя бы 1% схожести с приводимой аналогией, то, возможно, Украина не погрузилась бы в тот информационный хаос и клоаку, в которой она оказалась в последние пару лет.
Возможно, это вызвано тотальным недоверием Петра Порошенко к новым людям, а потому, ключевые посты в министерствах и на местах, назначаемые через АП, занимали люди приближенные к президенту. И порою, степень приближения не всегда соответствовала профессионализму на занимаемой должности.
Поэтому созданное МИПУ, в глазах даже людей далеких от темы информационных войн, казалось больше местом для трудоустройства Юрия Стеця, человека равноудаленного от вышеупомянутой темы, хотя и довольно профессионально занимавшегося продуцированием медиа. Однако, стандартное продуцирование медиа это отнюдь не показатель качества в контексте противостояния пропаганде.
Даже проводя сравнение между избирательной компанией Владимира Зеленского и Петра Порошенко, отчетливо заметно насколько стандартный и в некотором смысле, нафталиновый подход был у действующего президента и насколько креативный, порою даже брюзжащий популизмом, но агрессивным и налакированным, был подход у Зеленского. Именно агрессию и лоск можно было использовать в противовес, но, в ход шли стандартные компоненты, отрабатываемые десятилетиями.
По сути, креативность и использование целого ряда знакомых, но не тривиальных методов, с охватом аудитории от телевиденья до киберпространства и предоставили возможность Зеленскому влиять на значительно большую аудиторию, нежели Порошенко, у которого, вроде как был и административный ресурс, и профессиональные кадры. Или…?
Ещё в 2015 году я был поражен тому, как по всей Украине развешивались билборды с надписью «Крым — это Украина!» Кстати, с фото Лизы Богуцкой в том числе – злая ирония, не так ли? Тогда я задавался вопросом, зачем, в Одессе, на Куликовом поле, на конечной остановке 18-го трамвая, висят сразу два билборда с этой надписью? В чем смысл развешивать по Украине сотни и тысячи билбордов, с затратами на типографию и аренду, которые бы украинцам сообщали то, что они и так знают и если они патриоты, то из их сознания это не выжжешь и каленым железом. В свою очередь, если ты до мозга костей прожжённый фанат Путина, то тебе это, опять же и гвоздем в мозг не забить.
Подтверждением моих слов, кстати, стал скандал с Анной-Марией, наилучшим образом отразивший бездарность вышеописанного подхода. Но, вот в чем вся соль – подобный нафталиновый метод прослеживался практически во всех акциях не только МИПУ, но и в целом попыток влиять на информационные потоки в интересах Украины.
Не так давно беседуя с одним очень интересным человеком, он мне сказал, что большинство молодых людей, приходящих к ним после обучения в соответствующих высших учебных учреждениях, донельзя затурканы и забиты. Минимальная креативность и вбитый в мозг совок деградированной системы обучения.
И это не только проблемы структуры, к которой имел отношение мой собеседник, а в целом всего подхода донесения до общества точки зрения и противодействия любым антагонистическим силам.
К примеру, в Украине, стране ежедневно борющейся с российскими фейками, в школах не ведена дисциплина, которая бы помогала подрастающему поколению перепроверять информацию и анализировать. Об этом я так много раз писал, но удивительно, что даже приблизительно подобные идеи не возникали в высоких кабинетах, например, министерства образования.
Понятное дело, что за оставшиеся недели восстановить то, что было упущено годами, нереально. Но, что меня ещё больше удручает, так это то обстоятельство, что даже если победит Владимир Зеленский, на данном поприще все станет только ещё хуже. Ведь вместо приближенных к Банковой, информационными вопросами будут заниматься уже «лица аффилированные».
С другой стороны, даже в случае гипотетической победы Петра Порошенко, система приоритетов так же вряд ли изменится. И это самый большой просчет не только президента Украины, в борьбе за второй срок, но и в борьбе за саму Украину.
Напомню, вчера я подробно разобрал некоторые моменты избирательной кампании основного оппонента Порошенко Владимира Зеленского.