Намедни всплыли подробности ремонта и частичной модернизации не имеющего аналогов в мире авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». И с учетом того, что об этой гордости ВМФ РФ и беспощадном разрушителе озонового слоя мы достаточно давно не вспоминали, имеет смысл уделить внимание появившейся информации.
Так, «Кузнецова» обещают вернуть в строй в 2021 году, после двух с половиной лет ремонта и модернизации, а также семимесячного цикла испытаний. В свою очередь, ремонтные работы и модернизация в себя будут включать: замену котлов; ремонт энергетической установки, турбозубчатых агрегатов, холодильных машин, энергетических отсеков и турбо/дизель генераторов; демонтаж линии валов и винтов с последующей их дефектацией и ремонтом; ремонт донно-бортовой арматуры и, конечно же, окраску подводной части корпуса; установку ЗРПК «Панцирь-М». И на все эти работы будет затрачено 60 млрд рублей или около $1 млрд и позволят они эксплуатировать «Кузю» ещё в течение 20 лет.
Что же, звучит впечатляюще, но все же, уверенность в том, что эти работы не только будут проведены в срок, уложатся в бюджет, но и продлят жизнь флагману на 20 лет – отсутствует напрочь.
По срокам.
В России отсутствует профессиональное планирование проведения строительных и ремонтах работ. Примеров тому множество. Из-за некачественного планирования и отсутствия всех необходимых технологических процессов некоторые военные корабли строятся годами (например, БДК «Иван Грен» строился 14 лет), либо же проходят ремонтные работы десятилетиями (ТАРКР «Адмирал Нахимов» отправлен на ремонт в 1997 и до сих пор не сдан)!
По бюджету.
Озвученная сумма в 60 млрд рублей — это официальная сумма, которая может и не соответствовать действительности. С учетом того, что впервые она была озвучена в 2017 году, говорить о несоответствии можно с полной уверенностью, ведь только в апреле этого года рубль по отношению к доллару просел на 10%. В связи с непростой экономической ситуацией в РФ, регулярным вводом новых и расширением старых санкций, влияющих на курс и экономику, смета будет увеличиваться соразмерно девальвации российской национальной валюты.
Грубо говоря, с учетом девальвации рубля и представленной в прошлом году стоимостью ремонта в 60 млрд руб, вполне реально предполагать, что стоимость работ возросла до 65-70 млрд руб. Разумеется, периодический рост стоимости выполнения работ будет влиять и на сроки сдачи.
20 лет службы?
«Адмиралу Кузнецову» на сегодняшний день уже 28 лет. В 2021-м ему будет 31, а через 20 лет – 51. Но, разве же пятьдесят лет это срок для не имеющего аналогов в мире авианесущего крейсера? Возможно – нет, вот только как он эти 20 лет проведет?
Дело в том, что у «Кузнецова» есть кредо — после очередного похода он всегда встает на ремонт. И вот тут немного подробнее.
Так, после похода в 1995 году в Средиземное море, авианесущий крейсер с 1996 по 1998 год находился в ремонте, а в море вышел лишь в 1999 году. В 2001 вновь был отправлен на ремонт, из которого вернулся в 2004. В 2008 вновь встал на ремонт, который продлился 7 месяцев и в ходе которого были проведены работы с главной энергетической установкой, отремонтировано котельное оборудование, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу, проведена заменена кабельных трасс и восстановлены блоки систем вооружения корабля. Что-то очень сильно напоминает, не так ли? Но, не отвлекаемся и идем дальше.
В 2014 году «Кузнецов» провел свой седьмой дальний поход, а в мае 2015 уже опять стоял в ремонтном доке сначала 82-го судоремонтного завода в Рослякове, а потом, до 2016 года на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске.
С ноября 2016 года по 6 января 2017 года «Адмирал Кузнецов» провел свой славно известный поход к берегам Сирии, напугав всю Европу своими угарными извержениями в атмосферу, и угробив за время миссии два истребителя из своего состава. После этого легендарного похода крейсер и направили на ремонт, начавшийся лишь весной этого года.
Собственно, поможет ли ремонт и модернизация «Кузнецову» достойно прослужить 20 лет? Конечно – нет. Сдадут ли его в срок? Сомневаюсь. Уложатся ли в 60 млрд рублей? Безусловно – не уложатся.