В октябре этого года ряд западных СМИ всполошились, сообщая о том, что у границ с Украиной сконцентрировалась угрожающая группировка сил и средств ВС РФ. И хотя в октябре это в большей степени были рефлексии на стандартную группу войск страны-оккупанта у границ с Украиной, а реальное их увеличение началось с начала ноября, данный панический всплеск оказался довольно показательным.
Ведь западные СМИ всерьез обеспокоились стабильностью в Украине и угрозой повторного вторжения России, на фоне того, как сама же Россия все эти годы практически беспрепятственно наращивала свой военный потенциал, доводя его показатели до угрожающе критических показателей. И, что очень важно понимать, это наращивание происходило не без помощи стран Запада.
Звучит немного диссонирующе, не правда ли? Но, на самом деле – нет.
После вторжения России в Украину в 2014 году страны Запада отреагировали на оккупацию полуострова Крым и части Донбасса пакетами санкций. Санкций, которые оказали достаточно существенный эффект на страну оккупанта. Но ряд стран и ряд компаний не только сделали вид, что никаких ограничений не существует, но и, найдя способы обхода санкций, продолжили поставки высокотехничного оборудования, в том числе и в интересах ВПК РФ.
Но, для начала — небольшой юридический экскурс.
31 июля 2014 года Европейский Союз ввел санкции на импорт и экспорт оружия в Россию; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям.
В данном случае важный акцент на моменте «экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования».
28 апреля 2014 года США запретили продавать России высокотехнологичные товары, которые могут усилить боеспособность российской армии и аннулировали ранее выданные лицензии на их поставки.
Между тем, не смотря на введение данных санкций, в Россию продолжились поставки высокотехнологичного оборудования.
Например, французская компания ECA Group в течение нескольких лет поставляла безэкипажные катера Inspector Mk 2 и подводных аппаратов противоминной обороны Seascan Mk 2 российскому АО «Средне-Невский судостроительный завод», который находится под санкциями США и ЕС!
Французские комплексы Inspector Mk 2 от ECA Group были интегрированы и применяются противоминными тральщиками ВМФ РФ проекта 12700 «Александрит».
Российские истребители Су-30СМ продолжают до сих пор оснащаться индикаторами на фоне лобового стекла (ИЛС) производства французской компании Thales HUD 3022.
Российский ударный БПЛА средней дальности «Орион» (изделие 90) оснащен австрийской силовой установкой Rotax 914 мощностью 86 кВт производства компании BRP-Rotax GmbH & Co KG, являющейся дочерней компанией канадской Bombardier Recreational Products.
Обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система (МОЭС) данного беспилотника, разработанная российской компанией НПК СПП, создана на базе изделия Argos, производства DS Optronics, размещенной в ЮАР и являющееся «дочкой» Airbus.
Также, австрийская компания Diamond Aircraft Industries не только поставляла, но и локализовала производство на территории России легких самолетов DA42M-NG, которые используются для нужд ФСБ.
Российские вертолеты Ка-62 в качестве силовых установок используют французские турбовальные двигатели Safran Helicopter Engines Ardiden 3G, редукторы и трансмиссию несущего и хвостового винтов производства австрийской компанией Zoerkler Gears GmbH & Co, да и в целом, этот вертолет, создаваемый, в том числе для нужд российских силовиков, более чем на 50% из иностранных комплектующих.
Удивительно, но даже экипировка у российского спецназа сплошь и рядом иностранная, по стандартам НАТО, что называется. В частности, ЦСН ФСБ экипированы практически полностью, так же как и армия США.
ГК «Калашников» продолжает производить надувные лодки с жестким корпусом DS-RIB 450 и DS-RIB 530, разработанные на «Рыбинской верфи», но использующие для корпуса материал Drop stitch, производства французской компании Orca и четырехтактные двигатели Mercury.
На прошлой неделе в материале «Не российские „российские“ БПЛА: кто обеспечивает РФ, комплектующими для беспилотников» я отмечал, что практически все российские БПЛА целиком и полностью собраны из запчастей иностранного производства. Конечно, большинство этих запчастей гражданского либо двойного назначения, но, опять-таки, читаем уточняющее упоминание про санкции.
Российский БПЛА «Гранат» оснащен японской камерой "Canon", его электронная начинка производства американских компаний Intel Corporation и Pulse Electronics, двигатель чешской Model Motors и даже аккумулятор американский от MaxAmps… БПЛА Элерон использует основную камеру Sony FCB-EX11DP и вторичную Olympus Stylus TG-860. Также они используют 32-битный микроконтроллер швейцарской компании STMicroelectronics.
И стоит отметить, что при правильном, четком и всеобъемлющем контроле, все эти комплектующие могли бы попасть под запрет поставок в Россию. И неважно через что, через «Алибабу» или «Шелковым путем», но эта тема была бы закрыта, если бы был контроль соблюдения санкций.
За эти без малого 8 лет, я опубликовал десятки материалов, посвященные тому, как санкции обходились, либо и вовсе игнорировались. Благодаря этому, российский флот получил доступ к французским технологиям без экипажных катеров, российские Су-30 оснащаются качественной аппаратурой, российские войска обзавелись двумя тысячами БПЛА. И западные СМИ поднимают гвалт в связи с угрозами, которые исходят от российской армии, повысившей свои боевые возможности благодаря западным технологиям.
Вот, что на самом деле диссонирует. Или нет?