Очередной приграничный конфликт Кыргызстана и Таджикистана затягивается и может вылиться в нечто большее.

 

В целом, на первый взгляд, в очередном витке конфронтации ничего нового нет. За 30 лет мы могли быть свидетелями более полутора сотни подобного рода столкновений, по причине отсутствия на ряде участков демаркации границы между Таджикистаном и Кыргызстаном. Однако это на первый взгляд.

 

Дело в том, что пограничная проблематика Кыргызстана и Таджикистана вновь обострилась, практически в унисон с аналогичной проблематикой на границе Армении и Азербайджана, где после освобождения Карабаха остаётся нерешённым вопрос демаркации границы.

 

Обострились обе проблемы с провокаций, совершённых со стороны Армении, уже несколько лет старающейся избегать вопроса демаркации, а так же со стороны Таджикистана, ведущего по отношению к Кыргызстану предельно агрессивную политику.

 

В обоих случаях апогей обострения пришёлся на такое мероприятие как встреча ШОС, на которой присутствовали президенты Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и россии. И очень важно обратить внимание именно на это обстоятельство.

 

Если говорить об армяно-азербайджанской проблематике, то действия нынешнего премьер-министра Армении Никола Пашиняна предельно аморфны и безвольны. С другой стороны в стране присутствует реваншистский ресурс, в основном находящийся под контролем россии и именно действия этой группы адептов войны, стали катализатором нового витка противостояния.

 

В свою очередь, Таджикистан катализировал конфронтацию, так же находясь в орбите влияния россии. Напомню, что в апреле 2021 года столкновения между Таджикистаном и Кыргызстаном начались сразу после визита Сергея Шойгу в Душанбе. И в принципе, Таджикистан не может делать резких движений, без согласования с Москвой. Теперь же конфликт стартовал под фанфары ШОС. Зачем и почему?

 

В обеих ситуациях просматривается довольно интересная многоходовочка, выгодная как куратору, так и провокаторам.

 

Встреча на просторах ШОС, где путин был унижен пренебрежительным отношением к себе как никогда ранее, могла пройти под совершенно другой звездой. Звездой путина-миротворца, которого бы президенты Кыргызстана и Азербайджана просили бы уладить конфронтацию, повлиять на ситуацию. Но этого не произошло. Звезда погасла не загоревшись.

 

России сейчас очень важно показать свою значимость, на фоне позора в Украине и даже отвлечь внимание россиян от украинского фиаско, своей востребованностью на других направлениях. Но этого не произошло.

 

Армяно-азербайджанский сценарий не оправдал себя абсолютно, выдохнувшись практически на старте, а Кыргызстан достойно встретил очередную угрозу для своей территориальной целостности.

 

Надежды путина не оправдались, а потому и не исключено, что его региональная марионетка Рахмон, может быть использован для усиления давления на Бишкек. Чтобы хотя бы на этой площадке реализовать, хоть какой-то, но «миротворческий» план.

 

Но, в этом контексте возникает вопрос. Таджикистан затрачивает серьёзные ресурсы и несёт потери в этом припадке реваншистской приграничной рефлексии, а что взамен? Ведь без профита, исключительно преследуя свои цели, Душанбе не стал бы идти на обострение. Что пообещал путин Рахмону? И насколько много он пообещал, ведь от этого зависит то, насколько долго Рахмон будет поддерживать градус конфронтации?

 

Как бы там ни было, а до тех пор, пока не будет решён вопрос демаркации границы, эти конфликты будут продолжаться. Причём инициаторами этих конфликтов будут исключительно те стороны, которые не заинтересованы в демаркации.