Два месяца назад, 23 марта, на аэродроме Шайковка в Калужской области РФ произошло ЧП. На стратегическом бомбардировщике Ту-22М3 произошло внештатное срабатывание системы катапультирования, что привело к гибели пилотов. Данный инцидент вызвал самые разнообразные обсуждения, но в первую очередь касающиеся технических причин трагедии.
Одной из основных версий инцидента, прозвучавших тогда в открытых источниках, назывался блуждающий ток, который спровоцировал катапультирование на тумблере командира. Причем, эти самые блуждающие токи, согласно имеющимся в открытых источниках данным — это обычное явление на самолетах Ту-22М3.
Тогда я задался вопросом, что если запуск катапультирования — это вполне реальный сценарий инцидента на российских самолетах, то насколько безопасно им вообще выполнять те или иные миссии? Например, представим себе ситуацию, когда российский Ту-22М3 выполняет задание в направлении стран Балтии, как обычно, «попугать» НАТО, и внезапно, из-за «блуждающего тока», срабатывает катапультирование. Пилоты уходят в небо, а стратегический бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, продолжает полет к воздушным границам одной из стран НАТО.
Мне тогда парировали тем, что такой сценарий возможен при крайне низкой вероятности, да и вообще, явление с неконтролируемым катапультированием крайне редкое.
И вот, не прошло и полгода, а всего-то два месяца и на аэродроме Саки в оккупированном Крыму истребитель Су-30СМ из состава Черноморского флота РФ, будучи на земле, отправил в небо, посредством катапультирования, двух пилотов. Причем россияне пытались скрыть данный инцидент, поскольку случился он в пятницу 21 мая, а заговорили о нем только к вечеру в субботу 22 мая.
То есть, не исключено и, скорее всего, так и есть, что это случай не первый, но один из тех, что старательно скрываются.
Таким образом, за два месяца два практически идентичных случая – самолет находится на земле и срабатывает неконтролируемое катапультирование. Причем, важно понимать, что черноморский регион последние 8 лет довольно напряженный, в связи с оккупацией полуострова Крым, его милитаризацией и регулярными провокациями РФ. И было интересным пронаблюдать за тем, как в этом регионе неуправляемый Су-30СМ оказался бы в воздушном пространстве одной из стран НАТО.
Российская авиация ярко демонстрирует крайне высокий уровень аварийности. Именно аварийности, которая несет угрозу не только для своих экипажей, но и в целом для региональной безопасности.
Источник: Информационное сопротивление