Ровно два месяца назад командующий Северным флотом ВМФ РФ адмирал Николай Евменов заявил, что модернизированные атомные подлодки проектов «Борей» и «Ясень» в ближайшем будущем составят основу подводных сил Северного флота. Правда «ближайшее будущее» он оценил в 15–20 лет, но необходимый пропагандистский эффект данное заявление все же возымело, особенно на фоне выходах на ЗХИ в ноябре прошлого года АПЛ К-561 «Казань».

Конечно, заявление адмирала следовало бы делить на два, или даже на три, особенно это делали те, кто более детально ознакомлены с судьбой подводных лодок «Ясень».

Напомню, что данные АПЛ начали проектировать еще в конце 1970-х, как перспективную замену подводных лодок проекта 949А «Антей» (5 из которых до сих пор в строю ВМФ РФ). Однако, головной «Ясень» К-560 «Северодвинск» был принят в строй лишь в 2014 году, после 21 года строительства: закладка подводной лодки в 1993 году, спуск на воду в 2010, ввод в состав флота в 2014-м.

В свою очередь, флот США за время строительства одного «Ясеня» получил 10 подводных лодок типа «Вирджиния», которых на сегодняшний день в строю ВМС США уже 17 единиц. Но, даже не об этом речь.

Дело в том, что в России с гордостью говорят о неких современных проектах, которые вводят в строй, хотя многие из них брали свое начало еще в эпоху СССР, проходили многократную доработку, корректировку и переживали непростые времена оттока и деградации специалистов. В итоге, многие из проектов не просто задерживались на десятилетия на стапелях, но и спускались, мягко говоря, дефективными из-за множества нестыкующихся друг с другом исправлений. Такая судьба постигла и «Ясень».

Так, в российские СМИ уже поступило привычное для российского ВПК сообщение о том, что второй «Ясень» К-561 «Казань» не передадут ВМФ в 2019 году, как планировалось ранее.

Дело в том, что швартовые, а также заводские ходовые испытания выявили множество недоработок, в частности, касающихся вспомогательных систем, узлов и агрегатов, не соответствующих требованиям тактико-технического задания МО РФ.

В итоге, «Казань», не так давно с помпой демонстрировавшаяся по СМИ, возвращается в док для доработки, а ее передачу флоту, ориентировочно, переносят на 2021 год.

Также, испытания «Казани» выявили множество конструкторских недочетов в проекте 885М, по которому сейчас строят АПЛ «Архангельск», «Новосибирск», «Пермь», «Красноярск», «Пермь» и «Ульяновск». Иными словами, изменения, а точнее – исправления, необходимо вносить не только в проект, но и в субмарины, которые находятся в разной степени готовности. При этом неизвестно насколько отразятся эти изменения на качестве подводных лодок, ведь следует ожидать очередного этапа испытаний «Казани», которые в лучшем случае начнутся в середине осени.

Народная мудрость «не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь» – в действии! Ведь не так давно, 20 марта, глава «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов на научно-деловой конференции в парке «Патриот» обещал с 2020 года, радовать «ура-патриотов» сдачей 2-3 подводных лодок в год. В этот план входили и «Ясени». Но, для данного проекта будущее уже сдвинуто вправо до 2021 года, а может и дальше.

Величие снова откладывается «на завтра».