Судя по моей фб-ленте, у зрадофилов новая забава – PAБ-тарифы. Оно и понятно – аббревиатура PAБ (от Regulatory Asset Base, RAB — регулируемая база активов) в украинском и русском языках звучит настолько двусмысленно, что создает огромные возможности для творческой самореализации околополитических любителей экспертизы.
Тем более, что напрягаться и думать особо не нужно – апостол тотальной энергетической зрады Андрей Герус уже все посчитал за них. А значит, проклятые олигархи заработают 30 млрд грн на несчастных потребителях электроэнергии. Вот как написал про 30 млрд в июле прошлого года, так до сих пор эта цифра и мусолится.
Но есть и другое мнение по поводу PAБ – в декабре его публично высказали в письме к премьер-министру Мировой банк, ЕБРР и Представительство ЕС в Украине. Мол, пора уже. Тем более, что 20-летний опыт использования PAБ-регулирования в Европе, Северной Америке и Австралии (в той части земного шара, на которую мы вроде бы хотим быть похожи) говорит о том, что лучшей модели не существует. В целом, этого достаточно, чтобы сделать общий вывод: хорошо это для Украины или нет. Хотя да, сама тема очень сложная, на детальное изучение и конкретные выводы понадобится достаточно много времени и справочных материалов. Однако общий вывод это не изменит: достаточно эффективная схема, обеспечивающая возможность полного контроля на любом этапе (неподконтрольные процессы такого финансового масштаба в цивилизованном мире, в отличие от постсовка, — вещь недопустимая).
Впрочем, после публичного призыва А.Геруса лично ко мне «взяться за руки и не допустить введения PAБ-тарифов ни для кого» пришлось разбираться хотя бы в общих чертах. И сразу же наткнулся на парадокс. Практически все оппоненты введения PAБ-регулирования, прежде чем жёстко критиковать и клеймить, указывают, какая это прекрасная технология привлечения инвестиций в модернизацию электрических сетей.
Вот, например, экс-коллега А.Геруса по компании «Конкорд-капитал» и постоянный ретранслятор его идей в ВР, депутат «Самопомочи» Виктория Войцицкая в «Зеркале недели»: «Суть RAB-тарифообразования проста. Государство хочет, чтобы частные компании, являющиеся содержателями определенной инфраструктуры, вкладывали собственные средства в ее модернизацию. Для того чтобы это произошло в добровольном порядке, инвестора, конечно же, необходимо экономически заинтересовать (то есть простимулировать). Поэтому государство гарантирует возвращение определенного процента из этой вложенной суммы инвестору при условии надлежащего выполнения им модернизационной работы. Эту работу, конечно, надо мониторить согласно определенным четко очерченным стандартам. Соответственно, все удовлетворены. Государство экономит деньги, поскольку не проводит всю модернизацию инфраструктуры за собственные средства. А инвестору в обмен на его старания обеспечиваются денежные выплаты, которые фактически становятся для него гарантированной прибылью в будущем, независимо от конъюнктуры рынка. Таким образом, стимулирующее регулирование создает условия для ведения честного бизнеса и параллельно позволяет защитить потребителя, которому обязаны предоставить качественную услугу».
Чётко и понятно. Даже главный лоббист PAБ-регулирования Виталий Григоровский, председатель Ассоциации операторов распределительных электросетей, не смог так убедительно сформулировать принцип и преимущества стимулирующих тарифов. Но тут же Войцицкая пишет: «Несмотря на положительный иностранный опыт, подобные светлые намерения, к величайшему сожалению, вызывают у многих специалистов абсолютно обоснованное беспокойство».
И что же беспокоит депутата? «Он (регулятор) нам говорит: забудьте о тех копейках, которые заплатили олигархи за активы, построенные за деньги украинцев как налогоплательщиков. …Почему никто не ставит как условие внедрения RAB-тарифа для нынешних собственников облэнерго требование, чтобы они доплатили до рыночной стоимости те деньги, которые раньше недополучил государственный бюджет, то есть фактически недополучили граждане?».
В общем, как я понял, основную проблему Герус, Войцицкая и прочие видят в том, что ставка PAБ-регулирования будет распространяться не только на новую, но и на старую базу активов (купленную олигархами за меньшие деньги, чем те, в которые её оценил НКРЭКУ). Именно отсюда эти «30 млрд олигархам» — правда, источники путаются в показаниях: то ли это общий доход собственников облэнерго вырастет ДО 30 миллиардов в год, то ли этот доход вырастет НА 30 миллиардов дополнительно к имеющемуся доходу.
Учитывая, что сумма более чем серьёзная, подобная путаница может указывать только на одно: это вообще не является обоснованной цифрой. В демонизирующий месседж можно вставить любую цифру посолиднее – там задача создать панику, а не придерживаться фактов. Так что сугубо с точки зрения пиар-технологий «30 млрд» — эмоциональный декор, не несущий смысловой нагрузки.
А вот с точки зрения общей экономической теории возникает другое подозрение: а точно Герус и Войцицкая в партии «Самопомич» состоят, а не в КПУ, например? Потому что слишком уж смердит Марксом и экспроприацией от стремления вытрясти из легальных и давно завершённых сделок ещё чем побольше денег. И насколько вообще уместно в дискуссию об эффективности тех или иных механизмов функционирования отраслей подмешивать собственные представления о социальной справедливости? Притом, что это вообще-то делегитимизирует государство как участника рынка и вполне может сорвать крупную и среднюю приватизацию как таковые: ели государство начнёт по уже завершённым сделкам ещё что-то требовать от покупателей под угрозой отмены сделки... Кому нужен такой риск? А ведь деньги от приватизации вписаны в бюджет, на них опирается часть расходных статей на 2018 год.
Возвращаясь к «недобранным деньгам»: да даже если б эти облэнерго нынешним собственникам даром достались – это что, повод не стимулировать инвестиции в модернизацию? 50-летнему трансформатору в каком-нибудь Козельце всё равно, что думают по поводу его собственников депутаты. Он просто возьмёт и перестанет работать – ибо износ и превышение сроков эксплуатации. Впрочем, для нормальной работы его можно и нужно вовремя заменить на новый – но для этого нужен PAБ-тариф.
Меня в университете учили: ключевым критерием истинности есть практика. Европейская практика такова, что никто не устанавливает разные ставки на старую и новую базы активов (как предлагают доморощенные марксисты). Но при этом добиваются кратного снижения потерь при передаче электроэнергии. Тех самых потерь, которые оплачивают потребители в своих тарифах. Будет меньше потерь – станут ниже тарифы. Не я так придумал. Так опыт Великобритании и остальных говорит.
Единственная страна, в которой решили выпендриться и придумать свой велосипед (тоже, наверное, из соображений социальной справедливости), – это Российская Федерация. Но велосипед, хоть и скрепный, оказался кривым и с квадратными колёсами. Поэтому никуда не поехал. И после нескольких лет бессмысленных мучений был выброшен на помойку – теперь и в России обычная для Европы единая ставка на старую и новую базу активов.
Но это не мешает попыткам впарить тот же квадро-велик Украине – под видом борьбы с олигархами и защиты социальной справедливости. Мол, все тупые и коррумпированные, и только Герус – умный и справедливый. Он знает, как не дать украсть " 30 млрд".
В общем, в итоге решил я не браться за руки с Герусом и воздержаться от борьбы с RAB-регулированием.
А вот что меня рассмешило, так это его пассаж о Коломойском: мол, если против PAБа – значит, все подозрения о связи с Коломойским безосновательны, можно признать честным человеком. Гм... Во-первых, Коломойский не только совладелец нескольких облэнерго, но и собственник украинских ферросплавных заводов (критично зависящих от цены на электроэнергию). И тут нужно считать, что ему выгоднее – зарабатывать на PAБ или на дешёвой электроэнергии. Во-вторых, склонным к схематозу собственникам облэнерго и на существующей постсоветской модели "затраты+" вполне успешно удаётся зарабатывать. Это когда НКРЭКУ назначает облэнерго тариф, исходя из существующих затрат. Понятно, что любой уважающий себя олигарх начинает неистово раздувать несуществующие затраты, чтоб получить побольше тариф. При формально нулевой прибыльности и минимальных инвестициях в модернизацию. Так и куются энергетические миллиарды.
Вот только работать по таким диким схемам в украинской энергетике могут только местные воротилы. Цивилизованному инвестору этот заработок непонятен и неприемлем. В своё время в Украину уже приходила американская компания AES, которая купила у государства "Киевоблэнерго" и "Ровнооблэнерго". Поработали-поработали и …продали. Российской группе VS Energy Александра Бабкова, официального спецпредставителя Путина по связям с соотечественниками. Кого-кого, а россиян мутными схемами не испугать, их тянет в любое болото.
Если резюмировать, то задачи у RAB-регулирования просты.
Первая — сделать украинскую энергетику понятной для западных инвесторов и привлечь их к инвестированию. Тем более, что не все ещё облэнерго приватизированы. И чем больше наша энергоотрасль будет похожа на европейскую, тем больше шансов, что среди участников приватизационных торгов мы увидим представителей мировых энергетических корпораций.
Вторая — сделать потребителей реальными, а не условными контролёрами качества услуг облэнерго. Ведь RAB по своей сути — это строгий ошейник для инвестора, четко стимулирующий его вкладывать деньги в развитие услуг и модернизацию сетей. Не реинвестировал в этом году, уронил показатели качества — в следующем остался на бобах. Фактически, именно этот механизм является реальным инструментом потребительского контроля.
Коротко: RAB=инвесторы+контроль.