Основная реакция на указ президента о запрете деятельности ряда российских компаний и блокировки принадлежащих им ресурсов лежит в персонально-эмоциональной плоскости.
Одни говорят — «ах как жалко, я всегда этим пользовался, что же теперь делать», другие отвечают — «никогда ноги моей не было в яндексе в вконтакте, и правильно президент все запретил».
Я попробую немного абстрагироваться от личностного отношения к запрещенным проектам, благо для меня это скорее часть рабочего ландшафта, чем личной жизни.
Итак, указ должен был решить несколько проблем. Посмотрим, насколько он справляется с поставленной задачей.
1. Информационная безопасность.
Запрещенные проекты, и в первую очередь социальные сети, собирают данные о миллионах жителей Украины, и враг может использовать эту информацию.
На первый взгляд звучит очень логично. Но лишь на первый.
С одной стороны эффективное использование данных о миллионах наших соотечественников для проведения каких-либо недружественных операций против нашей страны, очевидно, возможно, только при наличии совершенно невероятной системы обработки этих данных. Десятки миллионов логов ежечасно надо анализировать, и делать на их базе какие-либо выводы, пригодные для планирования военных и иных операций. Колоссальная система для работы с big data для решения совершенно непонятного круга задач.
Спросите себя, если бы у меня были все данные о россиянах, присутствующих вконтакте, чтобы я сделал, чтобы немедленно победить Россию? Я вот не нахожу вменяемого ответа. Не стоит демонизировать противника, и предполагать, что он в состоянии делать вывод из бигдаты одноклассничков.
Для того, чтобы узнать о перемещении наших частей, или вооружении гораздо проще купить пару-тройку генералов. И, положа руку на сердце, я думаю, что вероятность того, что искомые генералы (или полковники) действительно завербованы ФСБ или ГРУ гораздо выше, чем того, что в РФ существует эффективная система обработки бигдаты соцсетей для добывания военно-значимой информации.
Мы живем в стране «инсайдов и утечек», где нужные люди знают об изменениях курса гривны, банкротствах банков, вынесении подозрений и так далее. Зачем множить сущности, и строить гигантские аналитические центры, если можно просто покупать готовое.
Если же речь идет об анализе открытых источников, то, извините, привычка людей оставлять следы в открытых источниках никуда не девается после запрета вконтакта. Просто источники будут другими.
Но даже если допустить, что враг настолько изощрен, чтобы использовать первичные данные, мы можем констатировать, что запрет указанных ресурсов ничего не меняет в их доступности для РФ. Гораздо более подробная информация о любом жителе Украины собирается с помощью мобильных операторов, а проникновение мобильной связи в нашей стране выше, чем проникновение интернета. Кому принадлежат два ведущих оператора, думаю, напоминать не надо.
Таким образом, главная проблема, с одной стороны, выглядит надуманной, а с другой, никак не решается указом.
2. Вражеская пропаганда.
Враг с помощью заблокированных ресурсов вел информационную войну, и теперь ничего подобного мы ему не позволим.
В отличие, скажем, от телевизионных каналов, заблокированных ранее по решению суда, социальные сети являются проектами с UGC — user generated content. Ни вконтакт, ни одноклассники сами не производят новости.
Весь контент, который там появляется производится пользователями. Соответственно, закрывать эти платформы, рассчитывая на победу в информационной войне абсолютно бесмысленно. Тут наши власти пытаются, закрыв глаза, сделать вид, что остальной мир моментально пропадает.
Пользователи российских социальных сетей, безусловно уйдут на другие площадки, но уйдут туда, разумеется, вместе с контентом, который сами и генерируют.
И уже через полгодика выясниться, что для успешного ведения информационной войны надо срочно заблокировать фейсбук, твиттер и инстаграмм.
Закрытие газеты Вести, канала НТВ, Интер или Украина помогают выиграть информационную войну. Закрытие социальной сети не меняет ситуации ни на йоту.
Тут проблема актуальна, но указ ее не решает, и решить не может.
3. Развитие украинского бизнеса.
Запрет крупных российских проектов расчистит дорогу украинского бизнесу.
К сожалению, вероятность появления украинской социальной сети, мощного почтовика, или глобального поискового игрока равна нулю. Украинский рынок сам по себе слишком мал для появления такого рода проектов. Инвестиции в поисковик имеет смысл делать с замахом на миллиард пользователей. Та же история с социальными сетями или почтовыми сервисами. Два десятка миллионов относительно бедных пользователей не в состоянии прокормить такую махину, особенно в ситуации, когда надо бороться с мировыми лидерами — гуглом, фейсбуком и т.д.
Никакого толчка для украинского бизнеса закрытия этих проектов не даст, и дать не может.
Задача не решается.
4. Деньги украинских пользователей не уйдут в Россию.
Хороший аргумент, и, пожалуй, основной логичный для введения санкций. Собственно, о нем следовало бы говорить в первую очередь. Но есть одна загвоздка. Для этого надо было бы показать объем денежного потока, выводимого из Украины в Россию заблокированными компаниями.
Никаких комментариев по этому поводу от РНБО не последовало. Со своей стороны могу сказать, что заблокированные предприятия — украинские налогоплательщики, и, вполне вероятно, что и для яндекса, и для вконтакта украинский юнит мог быть дотационным. Эти компании были сильно заинтересованы в экспансии, и, безусловно вкладывали деньги в экономику нашей страны.
Например, когда речь идет об активах Ахметова на оккупированных территориях, которые дают возможность зарабатывать прямым участникам конфликта, очень часто можно услышать аргумент, что СКМ — крупнейший украинский налогоплательщик.
Что ж, если сравнить по объемам выплачиваемых налогов яндекс и, например, гугл, то, весьма вероятно окажется, что яндекс платит гораздо больше. И уж точно больше налогов платит вконтакте, чем фейсбук, который вообще не присутствует в украинском пространстве.
Более того, если заблокированные российские компании были заинтересованы в инвестициях в Украину, то их западные коллеги, которые, по всей видимости, будут претендовать на их долю на рынке, вкладывать в Украину не планировали.
Чтобы использовать упомянутый неплохой аргумент, президенту стоило бы показать план инвестиций от гугла или фейсбука, которые получают необычайные преференции на территории Украины.
Решение задачи туманно.
Также хочется сказать пару слов о последствиях, которые, очевидно, не рассматривались РНБО.
Традиционно, наши государственные мужи относятся к он-лайн бизнесу и IT, как к чему-то несерьезному, детской забаве. Одно дело металл экспортировать, или на худой конец конфетки продавать, а другое какие-то соцсеточки пилить.
Между тем, в ведущих мировых странах первая десятка сайтов национального интернета часто является системообразующей для экономики страны.
В Украине пока не так, но и у нас первая десятка генерирует десятки тысяч занятых людей и десятки миллионов долларов добавленной стоимости. Все это, естественно, делает весомый вклад в экономику и развитие страны. Более того, от динамики развития именно этой сферы зависит будущее Украины.
Указ выводит из оборота четыре ресурса, входящих в первую десятку уанета, и никто даже не думает об экономическом эффекте. Это настораживает.
Сегодня сотни тысяч владельцев малого бизнеса теряют свои тысячи или десятки тысяч инвестиций, сделанных в развитие своих проектов в рамках партнерства с яндексом или вконтактом.
Это еще один сигнал о нестабильности и ненадежности нашего экономического поля. Вкладывать в развитие в Украине по-прежнему очень рисковано. И вновь президент и РНБО не объясняют, почему правила игры меняются так резко.
Мне могут сказать, что не надо было иметь дело с российскими компаниями — в стране война. Но на это я хотел бы проверить, можно ли бы подать петицию президенту, введя адрес почты в домене ру, и выяснить, что для президента до сих пор это было вполне приемлемо. Как и вкладывать деньги в развитие огромной группы вконтакте.
Пока непонятно, какими будут последствия этого решения, но если абстрагироваться от эмоций, пока оно выглядит не очень удачным.