Прозорро – это один из немногочисленных (к сожалению) примеров того, как новое гражданское общество побеждает государство.
Сегодня проекту исполняется год, и можно использовать юбилейную дату для того, чтобы сделать некоторые выводы.
Успех Прозорро в какой-то степени можно назвать чудом, но составляющие этого чуда следует использовать для реализации других проектов новой страны.
Изначально государственные закупки целиком и полностью были вотчиной отечественных «рантье» — чиновников и «бизнесменов», построивших свои состояния, с одной стороны на откатах, с другой стороны, на завышенных ценах на поставляемую государству продукцию.
Вовлечение в тендеры реального бизнеса, что называется, «с улицы» было минимально. «Ненужные» компании отсекались без шума, без пыли.
Новому обществу нужно было решить две сверхзадачи – прекратить расхищение государственного бюджета и дать возможность реальному бизнесу участвовать в государственных закупках. И то и другое давало отличный мультипликатор для развития экономики страны.
Интересы общества были предельно понятны, и они входили в прямое противоречие с интересами «рантье». К сожалению, в большинстве случаев это противостояние в Украине завершается в пользу рантье. У Прозорро получилось сломать тенденцию – уже с 1 апреля большинству государственных предприятий и органов обязаны будут перейти на систему электронных закупок.
Почему получилось? На мой взгляд, восторжествовал здоровый бизнес-подход. Хороший бизнес всегда выявляет и удовлетворяет потребность, а не пытается ее создать искусственно.
Потребность в прозрачности госзакупок была очевидна. Ее хотело общество, ее хотел бизнес. Ведь прозрачные закупки – это дополнительные доходы бюджета и развитие конкурентной экономики.
Именно потому, что потребность не была надуманной, Прозорро стало настоящим героем, как для бизнесменов, так и для журналистов. Интерес к теме превзошел все ожидания. Журналисты с удовольствием освещали развитие проекта, и позволили ему все время оставаться на слуху. А предприниматели, поверив Прозорро, стали принимать участие в госторгах, снижать стартовую цену на десятки процентов, побеждать, и, успешно закрывая сделки, доказывать, что система работает.
Бизнес решает проблему системно, а не точечно. Любые решения, связанные с заменой кадров, занимающихся закупками, были обречены на провал. Равно, как и неспешное реформирование профильных департаментов. Гидра хорошо обучена сопротивляться, и провалила бы любые попытки «персональных» реформ.
Прозорро предложила автоматизированное решение, которое, благодаря своей «бесчеловечности» абсолютно беспристрастно, и универсально в применении. Автоматизация не дает возможности государство отказаться от повсеместного внедрения – это не сложнее существующей системы закупок. А открытость дает возможность каждому стать контролером, и при случае поднять скандал. Все сделки хорошо видны, и гражданские активисты, журналисты, просто неравнодушные люди могут легко определить, где были допущены злоупотребления.
Ни один самый суровый контролер, с штатом обученных экспертов, не может сделать того, что сделают тысячи добровольцев, раздувающих каждый скандал, и сокращающих коррупционное поле для «рантье».
В бизнесе всегда существует «хозяин процесса» — человек, который собирает все воедино, и толкает изменения. В Прозорро таким человеком стал Александр Стародубцев, который прошел с проектом путь от идеи до блестящего воплощения, закрепленного на государственном уровне.
В бизнесе важно, чтобы проект не заболтали. Принятые решения надо воплощать. И торговые площадки, ставшие основателями системы, не разговаривали, а создали работающий прототип, который наглядно показал, что система работает. Если бы создание Прозорро инициировал, к примеру Яценюк, то мы получили бы очередную стену на границе с Россией.
Инициатива бизнеса была куда более действенной, и система до сих пор успешно работает потому, что управляется по бизнес-правилам, в рамках, заданных государством.
Естественно, Прозорро не стала бы основной системой электронных госзакупок без активного лоббирования. Однако, надо понимать, что действующая система, позволяющая побороть коррупцию – сама по себе лакомый кусочек для политиков. Проголосовать и поддержать работающую систему – дело чести.
Сейчас, когда Прозорро исполняется год, система переживает очередной шторм. С одной стороны, принят закон об электронных закупках, с другой, в отставку отправилась команда Абрамавичуса – главные лоббисты и проводники этой системы в политическом истеблишменте.
С одной стороны, во вторник в системе были объявлены торги на общую сумму в миллиард (!!!) гривен, а с первого апреля число торгов должно умножится, а с другой наш малый и средний бизнес по-прежнему испытывает недоверие к государству, и боится масштабно принимать участие в торгах.
Зрада и перемога идут рука об руку на проекте, однако, я уверен, что Прозорро, запущенная по правилам гражданского общества и современного бизнеса, придет к окончательному успеху.
А пример Прозорро следует использовать для продвижения остальных проектов. Таких, например, как iGov. Победить мир «рантье» можно с помощью системных изменений. И мы постепенно идем в этом направлении.