Игорь (Джаггер) ЗадорскийИгорь Игорь (Джаггер) Задорский

Игорь (Джаггер) Задорский про легендарную украинскую рок-группу САЛЮТ АБСУРДА

Участник и организатор музыкальных проектов и фестивалей, вокалист, мультиинтсрументалист, автор песен, продюсер, актер кино, редактор печатных изданий, бизнесмен Игорь (Джаггер) Задорский рассказал про культовую группу 90х-начала 2000х САЛЮТ АБСУРДА, организованную Андреем(Лисом) Лясковским.

Андрей (Лис) Лясковский

Напомним, что Андрей Лис в 90-х – один из организаторов фестиваля «Вхивиль» («Вхід вільний"), участник "Луна над Аскольдовой могилой", групп "Кошкин дом", "Лисьи метаморфозы". Автор нашумевшего в 90-е годы альбома "Время для новых побегов". Многие удивительные по красоте текстов песни из которого – "Дети подземок", "Синий карлик", "Звездочет", "Влюбленная", "Фенька", "Я разделю с тобой…", "Галатея" и сейчас продолжают оставаться хитами украинской и постсоветской альтернативы, притягивая своим магнетизмом в ряды армии поклонников САЛЮТА АБСУРДА все новых и новых молодых людей.

 Искрометная романтика возрожденного из пепла веков язычества, отголоски мифологий разных народов мира, смелое авторское прочтение мировосприятия раннего христианства и прекрасная поэзия текстов.  Считалось, что группа возникла в период "упадка" рок-клуба в российском Санкт-Петербурге, зазвучав необычно, лирично, и поэтому была определена критиками как "что-то свежее" и "надежда постсоветского рока". Альбом распространялся на кассетах и сейчас является раритетным. Заметим, однако, что "Салют Абсурда" был и есть совершенно самобытным, прежде всего украинским, киевским явлением, не имеющим прямых аналогий нигде, с кем бы или с чем бы его не сравнивали, и каких бы аналогий не проводили. Его мистицизм и магнетизм, как, примеру, аналогичные явления в русскоязычной же ранней прозе Гоголя, в которой ожила традиционная мифология и демонология Руси-Украины, характерна почти для всех знаковых украинских рок-коллективов, в том числе и для "Салюта Абсурда. Отметим, что бесспорный авторитет в данной теме, ныне покойный, легендарный украинский рок-журналист Александр Евтушенко, считал Андрея Лиса и его коллектив явлением ярким и самобытным.

- Как Вы попали в состав "Салюта Абсурда"?

- Первый раз я услышал Салют Абсурда в месте, которое называлось "Вхивиль". Теперь это театр ДАХ, а тогда это была малая сцена ТЮЗа. Тогда это помещение предоставлялось под ивенты такие импровизированные. Тогда второе воскресение каждого месяца проходил фестиваль с 12 часов дня до 12 часов ночи, то есть до последнего метро. Приходили люди с гитарами и в акустике вживую играли в небольшом зале, мест 50-60. И я пришел на этот концерт, в ожидании Салюта Абсурда, потому, что тогда было их третье по счету выступление. Она была из трех человек Андрей Лясковский, лидер-вокалист и автор текстов, Дима Котеночек (Полин), бывший гопник из Скадовска, который приехал в Киев, взял в руки гитару и стал хиппарем. Третьим ключевым персонажем была Ксения Манаева скрипачка, которая была для "Салюта Абсурда" кем-то вроде Рея Манзарека для The Doors.  Мы пришли на концерт, предварительно напившись портвейна, с моим другом Сергеем Голованем. Он сейчас известный имуннотерапевт. Меня сразу зацепила Ксюша, как человек и личность, зацепило ее творчество. И я увидел в ней мать своего будущего первенца. Потому, что, когда ты живешь откровением, откровение живет тобой. Через неделю я попал на квартиру, точнее на хипповский флэт, где жил весь состав. Там же они репетировали. Познакомился поближе с Ксенией, Андреем и Димой, более глубоко заинтересовался их творчеством.

- В каком году группа собралась?

-  "Салют Абсурда" сформировался в 1993 году осенью, в 1994 он выстрелил и, в принципе, до 97-98 г он существовал в живом составе. Первый состав был Андрей, Дима, Ксения и Я. Дальше я стал играть в группе на перкуссии и помог им не перессориться из-за мелочей. Вскоре записали первый альбом в акустическом вариант под названием "Время для новых побегов". Было около 10 концертов. Первый первый состав отошел на второй план и начались репетиции и выступления с электрогитарами. На басу был Бобер, ролевик, который погиб через несколько лет. Попал под машину. Царствие ему Небесное! На вокале был сам Лис, а я и Дима Котеночек (Полин) были на бэк-вокале, кроме того Дима вел гитарную партию, а я играл на флейте. Многие песни Салюта Абсурда я и сегодня пою с удовольствием на концерте или для друзей. С 1994по 1997гг я в Киеве играл в группе "Салют Абсурда" з перерывом в 1995 году, когда у меня родился сын. В 1996 году в Сумах в молодежном центре "Романтика" состоялось одно из наиболее ярких выступлений "Салюта Абсурда". Сохранились видео. Был и Дима Котеночкин (Полин) и музыканты из второго и третьего составов. Прозвучали такие мощные вещи, как "Время для новых побегов", "Фенька". Прекрасный концерт. Так получилось, что должно было приехать 5 групп из Киева, а приехала только одна. И мы за пятерых отыграли полтора часа. Получился полноценный сольный концерт.

Особенно мне нравиться песня "Мы становимся старше". Нам подарила эту песню Андрею девушка Ирена. Он ее не очень любил петь, а я пою ее до сих пор. Мне кажется она вне времени. Была возможность в свое время поехать в Санкт-Петербург и записывать альбом на знаменитой студии Андрея Тропилло, у которого в свое писался "Аквариум" и другие знаменитые рокеры из Питерского рок- клуба. Но Андрей почему-то не согласился на этот вариант.

Что сейчас происходит с "Салютом Абсурда" сложно сказать. Дима Котеночкин (Полин) играет на улицах со своей женой, он на гитаре и флейте, она на домре. Репертуар у них обширный и много классики. Андрей Лясковкий, по моим сведениям, профессионально занимается фотографией, репортажной и портретной. Ксения со мной в разводе, но носит мою фамилию.

Галатея

В старой башне под крышей, спит паутина

В пыльной комнате женщина, мертвая глина

Безымянная статуя, смерти картина

Очертила глазницы искуснее грима

 

Обнаженная грудь холодна и ранима

Искаженная грусть на губах пилигрима

Что смеется и плачет у ног Галатеи

Афродиты-монашки леди Лигейи

 

И печали глубокой голодные змеи

Обвиваются плетью вокруг тонкой шеи

 

Но как только последний закат отжелтеет

Он шагнет за окно... и уйти не сумеет

 

"САЛЮТ АБСУРДА" Галатея. На флейте — Игорь (Джаггер) Задорский

- В творчестве Салюта Абсурда присутствовали элементы театра?

- Скорее элементы преферанса. Ближе всего по духу Салют Абсурда находится, наверное, к Аквариуму, к его метафизике, к его философии. Андрей яркая и весьма творческая личность. Бывший афганец, то есть военный человек, который переиначил себя и стал хиппарем и трансформация его личности произошла очень мощная.

Жалею, что этот проект не выстрелил так, как на самом деле мог, да и должен был, по прогнозам очевидцев. Впрочем, так рассудили Боги. Возможно в следующей жизни мы достигнем лучшего результата. Группы не существует, но и сегодня много молодых людей почему-то слушают старые записи коллектива. Часть их можно найти в ютубе и на других ресурсах.

Время для новых побегов 

/ Am, G, F, E

Чтобы во что-то поверить, нужно просто желание.

Любовь-это не только деньги, которые можно потратить.

Соленые волосы, внутренний голос, да пара сырых одеял,

Я никогда не хотел править бал, чтоб разрушить твои устремления.

Иди по своей дороге, не зная начала, не зная конца.

Движение сквозь темноту есть абстракция света.

По теплому снегу, по мягкому льду, по шкурам убитых животных,

У меня есть кое-что для тебя: смотри — вот он мой презент-

Это время для новых побегов!

 

Скорее всего, гадким детям опять стало скучно,

А может быть, их испугала тюрьма без границ.

Как бы там ни было, но наше перышко плыло легко и воздушно,

Размышленья о жизни сделали с нами, то, что не сделала жизнь.

Наверное, слишком безжалостно днем светятся наши изъяны

И снова тебя ежечасно жуют за чьей-нибудь теплой щекой

И ты любишь ночь и смотришься в окна неба Прибалтики пьяной,

Спустя тридцать лет и три года, одно только сможет помочь

Это время для новых побегов...

 

- Меня поразило, что Андрей хорошо разбирается в первоисточниках поэзии и мистики конкретных песен, и не только в своего авторства. Например, он как-то объяснил мне, что песня "Брат мой ветер, брат мой дождь" (ее тоже пели на их посиделках- автор девушка, имени не вспомню) имеет свои источником философию св. Франциска Ассизского и книгу "Цветочки Франциска Ассизского". Этого христианского подвижника, основателя Ордена Францисканцев часто называют одним из первых хиппи в истории нынешней европейской цивилизации, как, кстати, и украинского философа и поэта Григория Сковороду…

- Об этом, наверное, нужно спрашивать самого Андрея. Мне близки такие вещи Салюта Абсурда, как "Гой Луна", "Время для новых побегов". Я имел прямое отношение к первому альбому "Время для новых побегов". 

ГойЛуна / Am, E, Am, G, C, G, C, E / Am, C, G, E

Дубовые двери железный замок

Разбиты горячим, пылающим сердцем

Облита луною, ко мне на порог

Выходит из замка моя невеста

 

Гой, луна раздели до утра

Ты молча играешь телами белыми

Гой Луна, раздели до утра

Мы будем в молчаньи твоем оголтелыми

 

Дикие звери в цветочном лесу

Немые свидетели лунной утехи

Увидели в небе слепую звезду

Медовые губы, молочные реки

 

Гой, луна раздели до утра

Ты молча играешь телами белыми

Гой Луна, раздели до утра

Мы будем в молчалньи твоем оголтелыми

 

Рыжая ведьма, лизни-ка мой меч

Это мой камень в распутии у ног

Ключ от Клондайка, в седла и с плеч

И на губах твоих: Ты есть бог!

 

Гой, луна раздели до утра

Ты молча играешь телами белыми

Гой Луна, раздели до утра

Мы будем в молчалньи твоем оголтелыми

 

Рыцарский замок, серебряный шпиль

Красный петух протрубил мне

Солнце зажглось, ветер утих

Звёздами пал на ладони снег,

Звёздами пал на ладони снег!

 

Гой, луна раздели до утра

Ты молча играешь телами белыми

Гой Луна, раздели до утра

Мы будем в молчалньи твоем оголтелыми

Андрей Лис "СИНИЙ КАРЛИК". Заставку игнорируем. ЗДЕСЬ ЛИС!

На тот момент, когда мы играли такой философской базы как сегодня у меня, не было. Считаю, что многие поэтические образы и откровения Андрей, как я на сегодня чувствую, черпал из опыта своих прошлых воплощений(реинкарнаций). Мне кажется, что по крови он был старым менестрелем. И потому для него жизнь артиста и поэзия, как нечто сакральное, не являлись чем-то новым или диковинным. Эти вещи являются для него естественными, впрочем, как и для остальных членов легендарной группы. Было бы здорово воспроизвести этот материл снова.

Подготовил Алексей (Вагант) Гусак