Один из моих знакомых в фейсбуке постоянно пропагандирует необходимость ухода бизнеса из городов в сельскую местность.
На его взгляд, мотивов для этого – два:
1) за счет налогов дать селам возможность развиваться;
2) создать для себя климат наибольшего благоприятствования со стороны местной администрации – как курице, несущей золотые яйца.
Так вот, будучи с ним отчасти согласным, хочу сегодня рассказать и показать, где рай/гор/пос/сельсовет может взять деньги (в виде поступлений в местный бюджет) на тот же ремонт дорог – и что для этого нужно сделать.
Бюджет в Украине разделен на две части – государственный и местный. Налоги, в свою очередь, тоже разделены на общегосударственный и местные.
Так, к местным налогам и сборам на сегодня относятся:
1) налог на имущество, включающий в себя:
– налог на землю и арендную плату за землю;
– налог на недвижимость;
– транспортный налог;
2) единый налог (а это не только ФЛП, но и сельхозпредприятия);
3) сбор за места для парковки транспортных средств;
4) туристический сбор.
Все эти налоги и сборы напрямую поступают в местные бюджеты.
Казалось бы, немного, не так ли?
Но дело в том, что общегосударственные налоги после их зачисления в государственный бюджет частично возвращаются на места, где они были уплачены. Это предусмотрено и Налоговым кодексом Украины (п. 9.3. ст. 9 НПУ), и Бюджетным кодексом Украины (ст. 64 БКУ).
Так, кроме вышеперечисленных, к доходам районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных общин также (в частности) принадлежат (список большой, приведу только те, которые, так или иначе, имеют ключевое значение):
1) 60 % налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), который уплачивается (перечисляется) согласно Налоговому кодексу Украины на соответствующей территории (за исключением НДФЛ от налогообложения пассивных доходов в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет, процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе);
2) акцизный налог с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров зачисляется в бюджеты объединенных территориальных общин, городские бюджеты;
3) налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности; налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, учредителем которых являются районные, городские советы, объединенные территориальные общины, засчитывается, соответственно, с районных, городских бюджетов, бюджетов объединенных территориальных общин;
4) поступления от арендной платы за пользование имущественным комплексом и другим имуществом, находящимся в коммунальной собственности, учредителем которых являются районные, городские советы, объединенные территориальные общины;
5) рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых местного значения; рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; рентная плата за специальное использование воды водных объектов местного значения; рентная плата за специальное использование лесных ресурсов (кроме рентной платы за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования). Такие платежи зачисляются в бюджеты местного самоуправления по местонахождению (месту расположения) соответствующих природных ресурсов, а в отношении водных объектов – по месту налоговой регистрации плательщика рентной платы;
6) арендная плата за водные объекты (их части), предоставляемые в пользование на условиях аренды районными, местными советами, которая зачисляется, соответственно, с районных бюджетов, бюджетов местного самоуправления;
7) средства от реализации бесхозного имущества (в том числе такого, от которого отказался владелец или получатель), находок, наследственного имущества (в случае отсутствия наследников по завещанию и по закону, устранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия), имущества, полученного территориальной общиной в порядке наследования или дарения, а также валютных ценностей и денежных средств, владельцы которых неизвестны.
А теперь – самое главное.
Что нужно сделать местному самоуправлению, чтобы в бюджете их рай/гор/пос/сельсовета или их объединенной территориальной общины появились деньги для реализации амбициозных проектов по развитию их территорий?
Первое – привлечение бизнеса на свою территорию.
Например, это может быть беспрепятственное выделение земли для строительства того или иного производства. В качестве дополнительного бонуса можно пообещать освободить или существенно снизить ставку арендной платы за землю и налога на недвижимость, скажем, в первые 3 года.
Такое привлечение сразу даст поступления в местный бюджет в виде 60 % от НДФЛа, удержанного из заработной платы сотрудников этого предприятия, плюс поступления в виде арендной платы за землю, налога на недвижимость, транспортного налога.
Тут как раз в тему вспомнить, как в одном городе захотели построить возле окружной дороги то ли супермаркет, то ли что-то еще…
Но «цена», которую город «загадал» за выделение земли, была такой, что инициаторы строительства покрутили пальцем у виска.
Ну, и перешли на другую сторону, напротив, в этом же месте, этой же дороги, – и взяли землю в аренду, но уже у сельсовета.