Ваши дети едят помидоры? Нет, не потому что мама сказала есть, а если не будет есть, то не купит конфет. Едят ли ваши дети или внуки помидоры просто так? Как мы, в своем детстве – взахлеб, с солью или без соли, но с абсолютным удовольствием. Когда зубы вгрызаются в плотную мякоть и весь рот заполняется непередаваемым ощущением сока свежесорванного помидора? Помидоры не обязательно были с грядки, но даже через несколько дней после лежания в холодильнике они не теряли своего вкуса.
Так вот, мои дети не едят помидоров. И дети многих моих друзей не едят помидоров. Они не понимают их вкуса. Совсем.
Какое это имеет отношение к экономике? Самое прямое. От политиков и бизнесменов мы часто слышим что нужно восстанавливать производство. Что только производство спасет Украину и обеспечит – гражданам рост благосостояния, а экономике – стабильный рост.
Но вот вопрос: какое именно производство необходимо восстанавливать и на что именно государство должно тратить свои очень ограниченные ресурсы?
Что должно быть в приоритете? Что могут выпускать заводы Украины? Железные трубы? Но кому они нужны, когда все стремятся инсталлировать пластиковые? Телевизоры? Но кто их смотрит?
Нужно быть честным перед самим собой и признать – остатки советской промышленности не в состоянии выпускать то, что необходимо нынешнему потребителю. Реанимировать советские заводы по выпуску техники образца 1970 года – все равно что в начале ХХ столетия вместо выпуска электрических лампочек требовать увеличения выпуска керосиновых ламп.
Поэтому забудьте сказки, которыми 25 лет вас кормили политики – сказки про огромный потенциал и высококвалифицированную рабочую силу. Чтобы быть высококвалифицрованным работником – нужно каждый день из года в год производить автомобили Опель или телефоны Самсунг.
Обречены ли мы навсегда остаться слаборазвитой аграрной страной? Нет. Но нужно четко понимать – чтобы экономика Украины стала современной – нужно получить доступ к современным технологиям. Их, конечно, можно купить. Но скорее они придут с иностранными инвесторами. И другого пути для получения доступа к современным технологиям не существует. Даже пример Китая, который, скорее всего придет вам на ум говорит о том же. Китайцы научились копировать внешнюю форму, но это позволило им создавать современные автомобили, которые могли бы конкурировать с западными образцами. Чтобы получить доступ к технологиям, китайцы стали покупать целые европейские предприятия.
Но даже такое решение – это решение всего лишь сегодняшнего дня. Дело в том, что никто не знает что будет нужно потребителю завтрашнего дня. Понятно, что вода и еда будут нужны всегда – но мы же говорим о высокотехнологичном производстве.
В начале 2000 годов на рынке произошел самый настоящий всплеск продаж цифровых фотоаппаратов. Им удалось за десятилетие практически полностью убрать с рынка пленочные фотокамеры. В обычных семьях исчезли фотоальбомы, объемы продаж цифровых фотоаппаратов росли с каждым годом. Вплоть до 2009 года. Но появились самртфоны. И в большинстве случаев смартфоны пришли на смену цифровым фотокамерам, которые остались инструментом энтузиастов и профессионалов. Точно такие же примеры – как технология зарождается, становится популярной и вытесняет предшественника в течение всего нескольких лет – вы можете найти и сами – стоит вспомнить хотя бы компакт-диски или магнитофонные кассеты.
По большому счету, это не большая беда – многие западные компании успешно меняются и меняют сферу деятельности. Но это не вся правда. Еще большее количество ранее успешных компаний банкротится и закрывается. Поскольку с большой долей вероятности никто не может предположить что будет нужно потребителю в будущем. Хотя бы в ближайшем будушем.
Хотя… Внимательно смотрите на своих детей и внуков – чтобы понять каким будет поведение потребителя через 5-10-15 лет.
Первое, на что обязательно стоит обратить внимание – на иное нежели у старшего поколения отношение к автомобилям. Вы обратили внимание на то, что дети не очень любят играть в машинки? Вот вы играли, ваши родители – если у них были игрушки – тоже любили играть машинками, а современные дети – нет. Точно также у них нет желания покупать и настоящий автомобиль себе. Нет, это не значит что они менее мобильны чем вы. Скорее наоборот. Они запросто могут поехать в далекий город, выбранный на карте просто потому что им этого хочется. Но вот автомобиль перестал быть фетишем и особой ценностью. Важно перемещение, а не сам транспорт. То есть важно для современного молодого поколения функция, а не владение. Зачем тратить деньги на автомобиль, когда лучше потратить эти деньги на развлечения?
Купить квартиру? Зачем? Ведь дорого не только купить саму квартиру, но и сделать в ней ремонт, а потом еще поддерживать квартиру в пристойном состоянии. Да и к тому же квартира лишает вас мобильности – похоже, одного из главных качеств, которым не готовы жертвовать современные молодые люди.
Важна еда, а не продукты. Важно пользоваться, а не владеть. Важно знать то, что будешь использовать в жизни, а не быть просто эрудитом.
Мы не просто стоим на пороге огромных изменений в потребительских настроениях. Мы в смом эпицентре событий. Даже если этого еще е замечаем. Даже если еще строим дом в 5 комнат, рисуя в своих фантазиях, что дети будут жить вместе с нами.
И все-таки, почему наши заводы больше не делают вкусных помидоров?