Заблудился? Получи ракетой...
История со сбитым в Иране самолетом далеко не первая, когда пассажирский лайнер сбивают из-за рукожопости стрелков, в этот раз — стражей исламской революции. Но похоже, только СССР прославился тем, что несколько раз пассажирские самолеты сбивали намеренно.
И если про трагедию со сбитым в 1983 г. над Камчаткой южнокорейским Боингом-747, когда погибло 269 человек, мы много всего слышали. Но мало кто знает про историю пятью годами ранее, в которой советский истребитель сбил над Карелией Боинг-707, летевший из Парижа в Сеул.
21 апреля 1978 года "The New York Times" написала, что южнокорейский гражданский лайнер с 97 пассажирами на борту (включая 5 детей) и экипажем из 13 человек был сбит советскими ПВО
«Правда» же сообщила: «Самолет неизвестной принадлежности со стороны Баренцева моря нарушил воздушное пространство СССР. Поднятые навстречу самолету-нарушителю, истребители ПВО страны. неоднократно подавали ему команду следовать за ними. Самолет эти команды не воспринимал и совершил посадку на озере в районе города Кемь Карельской АССР лишь через два часа после вхождения в воздушное пространство Советского Союза. После посадки было установлено, что самолет-нарушитель принадлежит южнокорейской авиационной компании. Советскими компетентными органами производится расследование причин нарушения воздушного пространства Советского Союза».
Это был первый пассаржирский самолет не по ошибке, а сознательно сбитый над территорией СССР. Вылетел из парижского аэропорта Орли 20 апреля 1978 г. И с дозаправкой на Аляске планировал завершить маршрут в Сеуле. На борту были граждане Южной Кореи, Франции, Японии и ФРГ. Боинг должен был облететь территорию СССР , но незапланированно, пройдя Гренландию, ушел южнее и двигался в вдоль северной границы, где его и засекли советские ПВО-шники. Командир Боинга Ким Чанг Кью затем на допросе у следователя КГБ утверджал, что лайнер сбился с курса. 46-летний Чанг Кью до работы в гражданской авиации был летчиком-истребителем ВВС Южной Кореи с опытом боевых действий. Это обстоятельство через несколько часов сыграет важную роль в жизни всех пассажиров.
По сигналу тревоги из под Мурманска навстречу Боингу подняли СУ-15 с пилотом Александром Босовым. Тот приблизился к лайнеру и доложил начальству, что видит пассажирский самолет компании Korean Air Lines. Он утвержал затем, что подал корейцу сигнал «следуй за мной», но тот не среагировал, а затем развернулся и взял курс на Финляндию.
Командир Боинга рассказал потом, что не видел никаких сигналов от истребителя, попросил радиста связаться с ним, но ему доложили, что «Советский летчик на сигналы на запрашиваемой частоте волн не отвечает». После чего пилот Боинга подал на землю сигнал тревоги и сигнал о потере связи.
При этом Боинг прошел уже 180 км вдоль северной границы СССР, а когда развернулся в сторону Финляндии, оставались считанные минуты, чтобы он покинул пределы советских границ. Но военные начальники решили, что лайнер только прикидывается мирным. В эфире пошел мат-перемат между командными пунктами. Как это так — нарушитель священной границы уходит? Каждый из начальников боялся попасть в итоге «под раздачу» и летчику пошла команда поразить цель! И это несмотря на то, что Босов двигался рядом с Боингом и должил всем, что видит иллюминаторы с открытыми шторками, через которые на него смотрят люди.
А пассажиры не просто смотрели на самолет с красной звездой, почему-то никак не отстававший, но весело махали руками и щелкали фотоаппаратами через иллюминаторы. Потом в западной прессе появились снимки сбившего их истребителя с разных ракурсов.
Но вдруг они чего-то важного наснимают и военные секреты советской тундры достанутся врагу! Да и что генералам чужие жизни, раз они ненароком залетели на нашу территорию? А так, глядишь, скорее наградят за меткость и бдительность, чем полетят погоны за нерешительность. И Босову дают команду «цель уничтожить»! Тот выпустил ракету, которая взорвалась рядом с двигателем, оторвала трехметровый кусок крыла, выбила иллюминатор и проделала пробоины в фюзеляже. Один из пассажиров, 36-летний кореец Тай Хаи, погиб моментально (кроме него был ранен в плечо японец Йошитака Сугано, который умер уже на земле — как писали на Западе, от неоказанной вовремя медицинской помощи).
Кроме того 13 человек было ранено осколками, а в салоне произошла взрывная декомпрессия, у многих пассажиров лопнули перепонки и пошла кровь носом. Повезло, что вторая выпущенная ракета полетела не в лайнер, а «нашла» оторвавшийся кусок крыла размером в 3-4 метра, который перед тем долго кувыркался в воздухе. И на КП видимо решили, что раз от цели отделилось что-то, то нарушитель выпустил крылатую ракету, которую нужно уничтожить. Это спасло оставшихся пассажиров и самолет продолжал движение.
Но произошла разгерметизация, грозившая всем им смертью. Поэтому Ким Чанг Кью совершил фантастический маневр — с высоты 9500 метров вошел в пике под углом в 45 градусов, а когда пассажиры решили, что падают, были в ужасе и молились, ему удалось выровнять самолет в километре от земли! После чего летчик решил садиться.
Это был север Карелии. Командир видел сверху только леса и редкие островки вокруг замерзших и занесенных снегом белых озер. На одно из них пилот и решил сажать облепленный снегом самолет, который шел уже вслепую. Из-за возможных торосов садились на полувыпущенных шасси, как на лыжах. Самолет прошел все озеро и ювелирно уперся в берег так, что под лед провалились только колеса. Все пассажиры и экипаж были спасены, хотя их приключения на этом не закончились.
Через два часа самолет нашли. Пассажиров в легкой, под парижскую погоду одежде, эвакуировали в город Кемь и поместили в местном доме офицеров. Там их не только покормили и устроили на ночлег, но и смогли изыскать неведомый местным жителям дефицит — туалетную бумагу. В Кеми они провели более суток, затем их отправили в Мурманск, а оттуда в Хельсинки.
Пилотов же сразу отделили от остальных и еще неделю допрашивали сотрудники КГБ, а отпустили только 30 апреля. Никакого шпионского оборудования на Боинге обнаружено не было. А по поводу ошибки с курсом штурман объяснил, что произошел отказ навигационного оборудования над магнитным полюсом Земли, из-за чего автопилот получал неправильные данные и югом у них оказался советский север, куда и произошел разворот.
Из компромата в кабине пилотов нашли только стандартную запасную рацию, пистолеты летчиков и подозрительный журнал Newsweek c американским танком на обложке. Слепить из этого шпионаж не получилось и летчики были отпущены домой. Газета «Правда» написала, что они раскаялись и помилованы советским руководством. The New York Times приводила слова самих пилотов о том, что они не каялись, помилования не просили и по-прежнему утверждали, что подвела навигация.
И хоть тогда СССР был достаточно изолирован и информация до его граждан через западные «голоса» почти не долетала, выглядела эта история для советских пропагандистов прямо скажем «не очень». Тогда «шпионскую версию» заменили «провокацией-самоубийством», хоть и тут ничего убедительного не нашлось. На самоубийц пилоты тоже были мало похожи. Ведь как только увидели, где они находятся, моментально повернули в сторону Финляндии, причем сразу успев подать сигнал бедствия Mayday (типа SOS). А попытки капитана Боинга связаться с пилотом перехватчика на стандартной частоте 121,5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми, Финляндия. И версия советских ПВО, что Боинг «молчал и не отвечал» оказалась несостоятельной.
Никого из военного и партийного руководства не волновало, что пилот советского истребителя четко доложил, что самолет гражданский и даже назвал авиакомпанию, но все равно получил приказ на поражение, который не мог не выполнить. Не, ну а чё...? При этом, как вспоминает бывший начштаба 265 истребительного авиаполка Валерий Волынец, при последующем «разборе полетов» в штабе огруга маршал авиации Иван Пстыго еще и обругал летчика, не добившего второй ракетой Боинг: «Ну и дурак ты, Босов! Сбил бы — и концы в воду»!
Мог ли Босов не выполнять заведомо преступный приказ и пожертвовать своей работой, погонами и возможно свободой? Вопрос риторический. Но мог бы и «ненароком» промахнуться, кстати, тем более что он точно видел, что лайнер пассажирский. А так летчик Су-15 капитан А. Босов ещё и орден Красной Звезды за этот Боинг получил!
Кстати, Александра Босова потом перевели на Дальный Восток. И когда еще один Боинг в 1983 г. сбился с курса и нарушил границу СССР над Камчаткой, то Босов тоже был среди пилотов, отправленных ему на перехват. Он дублировал летчика, который шел первым, но тот успел сбить корейский лайнер с 269 пассажирами раньше. Черные ящики тогда были найдены и показали, что лайнер просто сбился с курса. Увы, но технические ошибки навигационной системы советские генералы не прощали.
Но самое интересное было потом. СССР отказался сотрудничать в расследовании этого инциндента с международными экспертами, не вернул черные ящики и даже не предоставил никому данные с них.
Самолет корейцам так и не вернули. Его разобрали и вывезли по частям для изучения конструктивных особенностей и используемых материалов, что очень потом пригодилось разработчикам АН-124 «Руслан» и АН-225 «Мрия», у которых были многочисленные проблемы с техническими решениями по проектированию стыков, используемому крепежу и пр. Кроме того, конструкторам была интерсна система слива топлива и устройство сотового наполнителя крыла. Все интересные технические решения со сбитого Боинга внимательно проанализировали, а многие затем использовали в своих разработках.
Как вишенка на торте, информация, что Советский Союз выставил тогда Южной Корее счет на 100 тысяч долларов США (сегодня эта сумма эквивалентна примерно 400 тыс.$) за ...обслуживание выживших пассажиров! Этот счет так и не был оплачен, так что Россия, как правопреемник Союза, может, кстати, ещё раз напомнить о должочке, но теперь уже со штрафными санкциями...