Основная проблема нахождения 40% экономики в тени, это не извращенная статистика и недополучение бюджета! Самое печальное, что те, кто работает в верхней части айсберга становятся неконкурентноспособными или, на радость контролеров, вынуждены идти на нарушения! И нужно или усиливать аппарат репрессий против МСБ или принимать решения, которые бьют по причине , а не по следствию.
Не открою никаких секретов, но предложу 10 основных мер по оздоровлению экономики, улучшению инвестклимата и детенезации:
1. Налоговая амнистия.
Что делать с десятками миллиардами долларов, которые осели «в чулках» и западных банках за многие-многие годы? Как их заставить вернуться в Украину и работать на развитие экономики? Легализовать! Да, там несомненно окажутся и деньги коррупционеров в т.ч. Ну и что? Разбираться и искать криминал бессмысленно, в таком случае жулики их не покажут. Или подкупят проверяющих и пойдет новый криминальный виток. Сработать может только простая схема. Допустим кто-то хочет легализовать имеющиеся средства. Заводишь деньги, показываешь налоговой декларацию о том, с какой суммы налоги ранее были уплачены и платишь с разницы установленный (но это должна быть разумная цифра, допустим 10%) процент в бюджет. И получаешь индульгенцию. Если, конечно, по тебе нет уголовного приговора, что ты эти деньги украл! Понятно, что если начать при этом всех бывших чиновников перепроверять, они найдут сколько угодно справок, от наследства троюродных бабушек, до выигрышей в лотерею. Смысла нет. Заплатил — легализовал! Стране, госбюджету и экономике — только плюс! А иначе эти деньги будет продолжать работать на разогрев цен недвижимости Лазурки и Лондона.
2. Принятие подписанного президентом и поданного в ВР закона о валютном регулировании, который убирает неразумные ограничения и декларирует, что главный принцип — разрешено все, что не запрещено!
3. Принятие закона о Службе финансовых расследований (или Финполиции, неважно).
Но это будет рабочий инструмент только при условии, что это отодвинет
от проверок бизнеса огромное количество других силовиков и что это будут
сильные, эффективные и серьезные аналитики, действующие «не числом, а
умением». Все мы прекрасно знаем, как у нас могут сфокусироваться на
проверках «куриц, несущих в бюджет золотые яйца или просто яйца» и
взаимовыгодно «забыть» про тех, кто ничего не несет или, наоборот, из
бюджета чужие яйца тырит!
4. Упрощение ведения бизнеса и
ограничение количества органов, проверяющих и имеющих возможность
штрафовать и останавливать работу предприятий, с сегодняших 70 до 10-15!
А пока, например, по данным «Судебно-юридической газеты» только количество ходатайств в суд на проведение обысков и временного допуска до вещей и документов с 2012 года выросло с 10152 до 257744 в 2017 году! Кроме того количество ходатайств на проведение обысков жилья и другой собственности за эти годы выросло с 2645 до 118884. При этом 85% из этих ходатайст судами были удовлетворены. При всем при этом по данным самой ГП из 100 самых резонансных обысков в 2016-17 г. до суда пока дошло только одно дело!
5. Защита государством права собственности инвесторов и простых граждан, объявление ее «священной и неприкосновенной»! Долгий и непростой процесс судебной реформы не на словах, а на деле, включая запуск Антикоррсуда. Без эффективной и объективной судебной системы о благоприятном инвестклимате можно и не мечтать, какие реформы не проводи. Решалы все похоронят!
6. Борьба с контрабандой, а не усложнение жизни легальным «белым» импортерам.
Не секрет, что если взять, например, сырье для легковиков — ткань, то у
моей компании «Текстиль-Контакт» при импорте общие расходы по доставке и
логистике составляют 25-30%, а если действовать через многочисленных
оптимизаторов, эти затраты можно свести к 10-15%. Т.е. разница в 2-3
раза, что при оптовой торговле уже критично и выталкивает многих
операторов рынка в тень и минимизацию!
Еще один пример. Как только
легальный импорт из Украины в Польшу увеличился на 23% (до 2,7
млрд.евро), они сразу забили тревогу и хотят ввести ограничения в рамках
СОТ. При этом из Польши в Украину нелегально импортируется в разы
больше и никого это не волнует! А любые попытки ограничить приграничную
контрабанду наталкиваются на мощнейшее противостояние стоящих за этим
бизнесом «авторитетных» региональных олигархов и их киевских
покровителей.
7. Земельная реформа и выход рынка земли из тени. Это безусловно политический вопрос, но нельзя же бесконечно идти на поводу у популистов и оставаться в позорном списке из шести авторитарных стран, где рынок земли отсутствует (Куба, Сев.Корея, Венесуэла, Таджикистан, Конго, Украина)!
8. Снять с работодателя функции налогового агента путем введения системы самостоятельной оплаты налогов и сборов теми, кто трудится. Люди, понимая сколько они реально платят в госбюджет, гораздо быстрее станут эффективным гражданским обществом, вместо позиции пассивных и равнодушных наблюдателей.
9. Ограничение государственных расходов, с привязкой их к разумному проценту от ВВП.
Как это сделал в свое время Китай. Равняться нужно на него с их 12-15%,
а не на многие страны Европы, где рулят социалисты и этот показатель
там может составлять от 50%! Но там нет такого наглого воровства
бюджетных денег, как у нас. Поэтому ограничение данного показателя в
Украине до 30-35% (для начала, вместо нынешних 42) будет на порядок
эффективнее в борьбе с коррупцией, чем все силовые антикоррупционные
органы, которых уже сложно даже сосчитать! Этому всегда будет
огромнейшее противодействие всевозможных околобюджетных лобби. Но они не
наворуются НИКОГДА! И бюджета им никогда не будет хватать, сколько в
него не закладывай!
Маленький, но вопиющий пример: на этой неделе стало известно, что правительство утвердило увеличение численности центрального аппарата ДФС на 27%, то есть на 450 человек!
У нас сейчас порядка 600 тысяч правоохранителей на 30 млн. реального населения (и это без армии, там как раз служит гораздо меньше народу!), но при этом не закрыто сотни тысяч уголовных дел на бизнесменов. Что провоцирует многих на уход в тень или сворачивание бизнеса!
10. Ключевой вопрос, с которого можно начать налоговую реформу и цепочку реальных стратегических инноваций — это принятие долгожданного и отработанного закона о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал.
Принятие закона о НнВК станет
точкой опоры для роста экономики и улучшения бизнес-климата. НнВК
отдаляет нас от ключевого принципа любой нашей власти «друзьям — все,
врагам — закон»! Упростится администрирование и появится стимул
инвестировать и развиваться. А разумные 15% платить только при выводе
дивидентов из бизнеса! И не будет смысла рисковать и минимизировать.
Всякому нормальному бизнесу (хотя теневики и отморозки есть и будут
всегда, вопрос в пропорциях!), хочется быть честным! А не прятать от
проверяющих свой реальный финрезультат. В любой стране есть теневики, и у
нас они тоже будут всегда. Но везде основной массе бизнесменов и
предпринимателей не хочется быть потенциальными преступниками, но при
этом еще больше хочется зарабатывать!
Союзником тех, кто идёт во
власть не для набивания карманов и смены смотрящих на потоках, может
быть только честный бизнес. А бизнес, который работает вбелую , не
нагнешь, не рейдернешь и не подоишь. Поэтому Система так любит тень и
чтобы любое предприятие в любой момент можно было бы при «неправильном
поведении» взять «за жабры». Вот вам главное объяснение, кому невыгодна
налоговая реформа с заменой налога на прибыль налогом на выведенный
капитал!
(для журнал «Деньги» #6, 29.03.18)