Обещать — не значит жениться? Только вот как-то неудобно получается, когда обещания дает сам Президент, а потом, под самыми разными предлогами, обещание остается, а его выполнение на неопределенный срок переносится.

Речь снова о налоговой реформе и подаче в ВР законопроекта о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК). Это может стать той реальной «печкой», отталкиваясь от которой, можно проводить и другие реальные реформы! А главное — бороться не со последствиями коррупции, а с ее причиной! Иначе эту гидру не победить, сколько новых антикоррупционных органов не создавай! О всех плюсах этой реальной революции, дающей надежду на оздоровление государства и ускоренное развитие, уже рассказывали многие, и я в т.ч.: https://site.ua/aleksandr.sokolovskiy/8599


После вчерашней встречи Президента с бизнесом я вышел расстроенным. Хоть было много всего позитивного и важного:
- подписан и передан в ВР закон об ООО. Пока работает закон от 1991 года, устаревший и проблемный;
- подписан и передан в ВР закон о валютном регулировании. Это очень правильно. До сих пор оно регулируется Валютным декретом 1993 года. Новый закон, если его не выхолостят при принятии, будет либеральным и уберет неразумные ограничения! Главный принцип — разрешено все, что не запрещено. Упрощаются легальные инвестиции за границу, убирается валютный контроль при операциях менее 140 тыс.грн., будут разрешены внутренние расчеты в валюте, изменятся лимиты и система наказаний в виде приостановки валютных операций.
- было предложено вернуться к обсуждению «нулевой декларации», что позволит многим безбоязненно выйти из тени и не бояться инвестировать внутри страны;
- закон «О службе финансовых расследований» уже на сайте ВР;
- закон об отмене 3-й группы упрощенцев Президент не поддержал, как и внедрение кассовых аппаратов. Но это было ожидаемо...

Затем Президент перешел к главному вопросу, которого все так ждали — о налоговой реформе и НнВК. Но большинство людей в зале ждало разочарование. Президент снова, как и в конце 2017 г. выступил за, но сказал, что подписывать сегодня не будет. И под общий вздох зала предложил продолжить по этому вопросу дискуссии. Что такое дискуссия в нашей стране, все хорошо понимают. Как и прекрасно понимают, что когда Президенту чего-то очень хочется, он это продавливает правдами и неправдами. Официальное объяснение не принятому решению прозвучало следующее:

- нужно еще раз произвести расчеты по «кассовому разрыву бюджета» (Зачем??? Эти расчеты были проверены и перепроверены, предоставлены все, кому только можно и мы видим, что если где-то теряем, то уже со второго года гораздо больше находим! Кроме того озвученные 25 млрд.грн. легко перекрываются или экономией некоторых ненужных расходов или поступлениями от налога на прибыль за 4 квартал 2018 г., которые будут платиться будут как раз в начале последующего года и ожидаемая сумма как раз эти 25 млрд.! Сколько можно пересчитывать?);

- часть бизнеса против, разберитесь сначала между собой (при этом Президент прекрасно знает, что больше 100 ассоциаций производителей, ФРУ, СУП, Ассоциация плательщиков налогов, крупнейшие компании, входящие в АСС и ЕВА, в частности крупнейший налогоплательщик Арселор Миттал, Horizon Capital — подписали письма о поддержке НнВК! А если кто-то из иностранных компаний против, то о каких приоритетах можно говорить?);

- МВФ против... (Неужели по всем остальным законам и анонсированным реформам бралось письменное согласие МВФ?) Президент сказал, что Минфину нужно еще раз проверить расчеты и что МВФ нужно еще убеждать. Хотя все понимают, что никакими расчетами не просчитать дополнительный эффект, который нас ждет от улучшения бизнес-климата и появления единых прозрачных правил игры, когда большинству предпринимателей уже через очень короткое время даже в голову не придет оптимизировать и прятать прибыль! В колуарах, правда, была озвучена версия, что закону о НнВК противостоит министр финансов Данилюк, который улетел в США и добился какого-то загадочного письма от МВФ с требованием не вносить его в ВР. Все, конечно, может быть, но не уверен. Ведь в прошлом году авторы закона встречались с главой МВФ в Украине Йостом Люнгманом и главой технической миссии Рон Ван Руденом. Их интересовал лишь вопрос сбалансированности бюджета и вполне устроило объяснение, что в случае дефицита, его реально покрыть за счет поступлений от приватизации и сокращения расходов!

А потом пошли вопросы. За 3.5 часа встречи никто не выступил против НнВК. Только глава ЕВА Анна Деревянко призналась, что в их ассоциации есть не только те, кто за и предложила Президенту самому принять решение и нести за него ответственность.

Мне тоже удалось задать вопрос и получить встречный. Раз Президент предложил дискуссию, но не обозначил дедлайн, я попросил уточнить конечный срок, когда им будет принято окончательное решение. Добавил только, что с каждым месяцем наших сторонников становится все меньше из-за усиливающейся трудовой эмиграции на Запад и затягивать с решением нельзя. Ведь противников, увы, меньше не становится. Перед тем, как отвечать, Президент спросил: «А кто противники»? Я перечислил:
- теневики и все те, чей бизнес обналичка и минимизация налоговых платежей;
- силовики, крышующие эти схемы и те, кто кормится с проверок;
- налоговые консультанты (включая «большую четверку»), многие из которых большую часть заработка имеют от того, что учат бизнес, как прятать прибыль от проверяющих;

- наши соседи, испытывающие дефицит в трудовых ресурсах и радостно встречающие украинцев, тоже не будут в восторге, если этот процесс остановится и украинцам не нужно будет массово искать счасть за пределами страны.


Ответ был вроде бы конкретный, но не совсем. Обещана было, что за неделю нам предоставят из Минфина окончательные расчеты (которые давно в АП имеются) и будет принято решение. Правда не понятно. То ли подадут, то ли опять все пойдет на согласование в Нацраду Реформ... Президент в итоге может даже торжественно подписать и внести закон в Парламент, но как при желании можно затормозить процесс, мы все хорошо знаем:
- можно еще на несколько месяцев затянуть с подачей;
- затем долго не выносить вопрос в зал или вынести в такой день, когда депутатов недостаточно;
- даже громко принять в первом чтении, а затем на профильном комитете торпедировать обсуждение тысячами несущественных поправок;
- выхолостить несколькими хитрыми поправками (до буквы отработанный за 1,5 года всеми, кем только можно) закон до неузнаваемости;
- или затянуть его принятие на дату после 01.07.18, что сделает невозможным его принятие с 1 января 2019 г., т.к. изменения к налоговому кодексу должны быть проголосованы во втором чтении не менее, чем за пол года до их введения!

Результат будет зависеть от того, действительно ли Президент хочет принят этот закон. Или будет имитация. Очень хочется верить, что это не так...

А есть ли у среднего бизнеса, основного выгодополучателя закона о НнВК время еще годик подождать? Расскажу на примере своих предприятий. Для этого проведу маленькое сравнение и открою все «большой секрет» для потенциальных проверяющих и силовиков.
ТК — типичный средний бизнес. Вот общие цифры за 2017 г. только по 4 предприятиям из ТК-Group ("Текстиль-Контакт", "ТК-Домашний текстиль", "ТК-Фурнитура", "ТК-Спецодежда") :
— Общий годовой оборот — 721 млн.грн.;
— сотрудников — 795 чел.;
— в бюджет уплачено всего за год — 112,4 млн.грн. (в 2016 было 96,4 млн.);
— налоги в год на 1 сотрудника — 141,3 тыс.грн. (в 2016 было 129,7 тыс.).

А теперь для примера возьмем один из крупнейших рынков "7 километр".
— оборот в год — от 60 млрд.грн.;
— работает 60 тыс.чел (в т.ч. 1400 штатных работников рынка);
— за год в бюджет поступает примерно 120 млн.грн.

И как нам конкурировать с теневыми монстрами и не разориться при таких налогах? Как выживать среднему бизнесу, чтобы не прятаться за ЧП-ников и не работать, как многие ПФГ, через офшоры? И как выживать Украине без устойчивого среднего бизнеса? Ответ простой — не начинайте с запрета упрощенки, а упростите "усложненку"!

Неужели непонятно, почему уезжают из страны самые трудоспособные люди и уходит капитал? Жизнеспособной для любой страны является равная пропорция дети/работающие/пенсионеры, как 33/33/33. Нас уже за 2 года (от 50 тыс. в месяц) покинуло 1,3 млн. человек. И пропорция уже — 40/20/40. А завтра отток только увеличится — Польша недавно отказалась от разрешений на работу для украинцев! Точка невозврата (коллапса экономики) приближается. Сколько популисты-социалисты бы не обещали поднятия пенсий зарплат и госдотаций, взять их в случае прихода к власти будет негде и средний бизнес просто добьют проверками и репрессиями.

Ситуацию в экономике могут спасти только срочные и решительные шаги. Принятие закона о НнВК вместо налога на прибыль реально может стать точкой опоры для роста экономики и улучшения бизнес-климата. НнВК отдаляет нас от ключевого принципа при любой власти "друзьям — все, врагам — закон"! Упростится администрирование и появится стимул инвестировать и развиваться. А разумные 15% платить только при выводе дивидентов из бизнеса! И не будет смысла рисковать и минимизировать. Всякому нормальному бизнесу (хотя теневики и отморозки есть и будут всегда, вопрос в пропорциях!), хочется быть честным! А не прятать от проверяющих свой реальный финрезультат. Но при этом еще больше хочется оставаться конкурентноспособным и прибыльным! И без грамотной, немногочисленной, но эффективной новой Службы Финансовых Раследований (только ВМЕСТО, не ВМЕСТЕ с существующими силовиками), не обойтись. А разобрать типичный приведенный мною выше пример, куда идти с проверками, а кого проще оставить в покое и дать возможность спокойно работать, развиваться и наполнять при этом госбюджет, им уже труда не составит.

Очень хочется верить, что реальной, а не голословной налоговой реформе быть! НнВК выгоден в первую очередь тем, кто инвестирует! Самое большое заблуждение для власти — считать, что у нас еще много времени...