В последнее время в Киеве происходит вялый праздник урбанизма: рисуются выделенные полосы для общественного транспорта и зебры, закапываются подземные переходы, создаются пешеходные зоны в центре города.
Общественные активисты радуются, автомобилисты и им сочувствующие ругаются. Первые апеллируют к европейскому опыту, вторые — к пробкам, безопасности и тому, что внедрение европейского опыта у нас — это не более чем карго-культ.
Консенсуса в обществе нет. Мы по прежнему ездим в «забитом» общественном транспорте и стоим в пробках. Гражданину, который не интересуется иностранным опытом, в общем-то все равно что делается — лишь бы «поехало». Но оно не «едет».
Не едет оно из-за пробок. А чтоб пробок не было нужно очевидно расширять дороги, убирать светофоры и строить подземные переходы. Это лет сто назад придумали американцы. Проблема в том, что за столетие опыт показал, что это не помогает. Проблема банальна — спрос на перевозки личным транспортом в мегаполисе практически безграничен. Особенно при плохой системе общественного транспорта.
Количество автомобилей на дорогах ограничивается даже не количеством полос, а пробками. Т.е. если бы на дороги в определенный момент времени выехало чуть больше людей, чем обычно — стояли бы все вместе в еще большей пробке. Потому менее принципиальные это подсознательно понимают и им удобнее воспользоваться общественным транспортом.
Однако при расширении дорог для них освобождается место и они пересаживаются на автомобили. И все равно все будут стоять в такой пробке, как и раньше. А еще менее принципиальные будут по-прежнему ездить на метро, как и раньше. А если еще расширить дороги… ну вы поняли. Спрос ведь безграничен в мегаполисе.
Примером такому в Киеве может служить мост Патона и улица Саксаганского. Трамвайные рельсы демонтировали, проезжую часть расширили, но все по прежнему стоят в пробках.
Другая проблема — это моноцентричность Киева. Также вспоминаем, что Киев — исторический город с соответствующей планировкой. Центр расширять уже некуда, а большинство автомобилей едут именно туда. В итоге все стоят в пробках на въезде в центр и в самом центре, и не хватает места для парковки. Возможный выход — перестраивать город. Однако это тонны денег и опять же: сколько бы не расширяли — все равно будут пробки.
Однако в свое время европейские планировщики таки придумали выход — уменьшать автомобилепользование путем улучшения качества общественного транспорта, создания пешеходной инфраструктуры, а также внедрение исключительно платных парковок с жестким соблюдением правил парковки.
Общественный транспорт банально эффективней, чем личный — занимает меньше места на дороге в расчете на одного пассажира, а значит может перевезти больше пассажиров на той же инфраструктуре. Потому ему и стоит отдать приоритет. Самый яркий пример — выделенные полосы, которые дают возможность общественному транспорту не стоять в пробках и, как следствие, провозить большее количество пассажиров и делать это быстрее, чем личный транспорт, который стоит в пробках.
Удобная пешеходная инфраструктура в городе нужна в том числе и для того чтобы повышать привлекательность общественного транспорта. Ведь от дома до остановки и от остановки до работы жителю города приходится идти пешком.
Кроме этого есть еще несколько аспектов. Первый из них — экономический. Хорошая пешеходная инфраструктура — больше людей, которые гуляют по городу — больше посетителей магазинов и заведений — больше денег получают предприниматели. Второй — общественный. Удобные для прогулок зоны становятся местом встреч, общения, уличных концертов и в целом разных активностей. И третий — гуманистический. Сейчас в Киеве маломобильные люди не имеют возможности передвигаться по городу. Им это не дают делать бордюры, ступеньки и пандусы с адским уклоном. А ведь не только пожилые люди и люди с инвалидностью маломобильны — вспомните себя с чемоданом или детской коляской.
Внедрение платных парковок и жесткого контроля за соблюдением правил парковки поможет удерживать уровень пользования автомобилем на определенном уровне — ведь количество людей, которые будут платить еще и за парковку, меньше, чем в целом автомобилистов в городе. Да и человек попросту не выедет на автомобиле на работу, понимая, что припарковаться ему некуда, а за нарушение правил парковки придется заплатить немалый штраф или забирать машину со штрафстоянки на Дарнице.
К сожалению, изменения в сфере общественного транспорта и пешеходной инфраструктуры идут медленно. И можно долго спорить, что нужно делать в первую очередь, а что во вторую. Но важно одно — изменения происходят и их нужно поддержать, ведь автомобилизация, судя по американскому и европейскому опыту, не принесет ничего хорошего, ведь хороший общественный транспорт и пешеходная инфраструктура сделает жизнь в городе более удобной и комфортной даже для автомобилистов.
Спасибо за внимание!